Наверх
Приветствую Вас, Гость
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении
Главная » 2022 » Ноябрь » 24 » Сумароков А.П. - 300 лет со дня рождения
10:32
Сумароков А.П. - 300 лет со дня рождения

Известный российский драматург, поэт и литературный критик. Сумароков считается первым профессиональным литератором в истории России, а также одним из самых важных представителей русской литературы 18-го века.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Александр родился в ноябре 1717-го года в Финляндии. В семействе Сумароковых мальчик стал вторым ребенком. Отец будущего литератора был профессиональным военным. Петр Сумароков старался дать отпрыскам хорошее образование. Мужчина нанял сыновьям иностранных гувернеров, в свободное время отец занимался с детьми литературой. Мать поэта происходила из знатного рода Приклонских, которые были приближены к императорскому двору во времена царствования Екатерины I и Петра I.

Когда Александру исполнилось 14 лет его отправили в кадетский корпус. Здесь обучались будущие чиновники, военные и придворные. Сухопутный Шляхетский кадетский корпус в шутку даже называли «рыцарской академией». В учебном заведении кадетов обучали музыке, риторике, этикету, фехтованию, танцам, наукам. Юноши могли принимать участие в придворных мероприятиях, ребята сами нередко ставили любительские спектакли. Сумароков всегда отличался любовью к чтению, среди любимых писателей молодого человека были модные в то время Жан Расин и Василий Тредиаковский. В корпусе молодой Александр овладел французским и немецким языками, увлекся силлабическими стихами на манер Тредиаковского. По меркам того времени Сумароков получил блестящее образование. В 1740-м году молодой человек в чине поручика окончил учебное заведение.

Профессиональная литературная биография поэта началась еще в ученичестве – перед окончанием корпуса он написал две оды. Одно произведение было посвящено императрице Анне Иоанновне, второе было приурочено ко дню окончания нового 1740-го года. Преподаватели поощряли творческие эксперименты подопечного и помогли ему с публикацией – первые стихи поэта были напечатаны отдельной брошюрой.

 

ТВОРЧЕСТВО

Весной 1740-го года Александр окончил кадетский корпус. Он хорошо учился, поэтому мог надеяться на прекрасную карьеру в будущем. Сначала молодой человек был назначен адъютантом вице-канцлера императрицы, Михаила Головкина.

Однако вскоре произошел государственный переворот и власть перешла в руки Елизаветы Петровны. Новая императрица приказала арестовать Головкина и отправить его в ссылку в Сибирь. Бывший чиновник обвинялся в государственной измене. На дальнейшей карьере молодого Александра эти события никак не отразились. Вскоре юноша был назначен на новую должность.

Сумароков получил назначение на должность помощника фаворита императрицы, графа Алексея Разумовского. Александр оказался приближенным к первым людям государственной власти, он часто присутствовал на государственных приемах, был желанным гостем в светских салонах. Поэт придерживался монархических взглядов, что были близки аристократии тех лет. Александр успешно совмещал службу и литературу. Молодой человек внимательно следил за литературными тенденциями тех лет, много читал.

В середине 18-го века первые оды Михаила Ломоноса появились в печати и сразу обрели большую популярность. Александр прочитал произведения коллеги и решил познакомиться с Ломоносовым лично. Михаил и Александр подружились. В 1744-м году друзья вместе выступили против поэта Тредиаковского во время спора о размерах русского стихосложения. Михаил считал, что ритм стихотворения должен зависеть от эмоционального замысла автора. Сумароков это мнение полностью разделял. В начале творческой биографии у Сумарокова не было собственного четкого стиля письма, он старался подражать другим известным авторам, в том числе и Ломоносову.

Уже в 1747-м году поэт смог определить основные принципы своей поэзии. В «Эпистоле о стихотворчестве» поэт заявил, что слог должен быть «приятен, прост и ясен». Литератор отказался от витиеватых приемов, ориентировался на эмоциональную составляющую произведения.

В этом же году Александр попросил своего руководителя, графа Разумовского, опубликовать трагедию под названием «Хорев». Сумароков написал начальнику письмо, в котором попросил последнего прочитать трагедию и высказать свое мнение. Молодой поэт был готов напечатать произведение на собственные деньги, но лишь при благосклонности Разумовского.

Судя по всему, граф ознакомился с трагедией, поскольку вскоре она появилась в печати. В 1748-м году была опубликована следующая пьеса Сумарокова – «Гамлет». Исследователи считают, что русский поэт мог вдохновляться при написании последней трагедии произведениями Шекспира. Первые трагедии Сумарокова принесли ему оглушительный успех: критики славили поэта за патриотизм и интерес к русской истории, а обыватели наслаждались простым и емким слогом.

Постепенно вокруг молодого поэта начинает образовываться собственная литературная школа. У Александра появились первые последователи и ученики, среди которых были Петр Свистунов, Иван Елагин и многие другие.

Между тем поэт продолжал искать свой собственный стиль. Александр сочинял не только торжественные оды, но и любовные, дружеские послания, элегии, песни. Творчество Сумарокова пользовалось огромным успехом среди дворянской молодежи той поры. Произведения поэта зачитывались в салонах, переписывались от руки, печатались в отдельных брошюрах.

Вскоре творчество Александра перестало устраивать Михаила Ломоносова. Бывшие друзья отчаянно спорили в печати, обменивались нелицеприятными анализами стихотворений друг друга. Александр даже сочинил пятерку «вздорных» од, пародирующих творения Ломоносова. Сумароков считал, что его недавний приятель перебарщивает с метафорами, сам же Александр оставался приверженцем ясного и точного стихотворного стиля. Ломоносов писал, что он, не желая зла бывшему другу, отныне с ним знаться не желает.

С середины 1750-х годов Сумароков стал делать героями своих произведений людей из своего окружения. Поэт был убежден, что в России крайне мало образованных персон, основную массу составляют невежды. Александр занялся сочинением обличительных сатир и басен, высмеивал придворных и чиновников. Один из учеников литератора, Иван Елагин, защищал наставника и называл Сумарокова «бичом пороков». Поэт высмеивал взяточничество, жадность представителей своего окружения, их невежество. Литератор обвинял придворных в неуважении к русскому языку и к морали.

Литературовед Григорий Гуровской писал, что истеричность Сумарокова в тот период стала своего рода поговоркой. Поэт мог прийти в неистовство, стоило ему услышать, как помещики обзывали своих крепостных. Сумароков дошел до истерики, когда защищал свои авторские права от московского главнокомандующего; поэт бранился и проклинал взятки, дикость дворянского общества. Аристократическая общественность не осталась в стороне и пыталась как можно сильнее довести литератора.

Несмотря на множество недоброжелателей, поэта вскоре назначили руководителем Русского театра (в настоящий момент – Александрийский театр в Санкт-Петербурге). В театре стали ставить постановки, основанные на произведениях Сумарокова. Литератор самолично создавал сценарии, выбирал актеров на роли и проводил репетиции.

Именно Александр занимался постановкой первой русской оперы под названием «Цевал и Прокриса». Среди спектаклей, поставленных поэтом, значатся трагедия «Ярополк и Димиза», драма «Пустынник». Не оставлял Сумароков и литературу, он продолжал создавать яркие эпиграммы и идиллии. Поэт творил практически во всех жанрах, пытался писать прозу. Александр работал в сотрудничестве с Академией наук, занимался публикациями для журнала «Ежемесячные сочинения».

Зимой 1759-го года литератор стал публиковать первый в России частный литературный журнал под названием «Трудолюбивая пчела». Первый номер издания был посвящен супруге наследника престола Петра Федоровича, будущей Екатерине II. Во времена публикации журнала монаршая особа была в опале: действующая императрица Елизавета Петровна подозревала Екатерину в грядущем заговоре. Сумароков не побоялся выступить с поддержкой Екатерины. В своих произведениях поэт восхвалял будущую императрицу.

«Трудолюбивая пчела» стала оплотом многих известных поэтов, публицистов и прозаиков. Здесь появлялись произведения самого Сумарокова, а также его многочисленных последователей и приятелей – писателя Алексея Ржевского, филолога Григория Козицкого и многих других.

Не оставил Сумароков своих давних споров с Ломоносовым. «Трудолюбивая пчела» стала «полигоном» для литературных схваток двух великих поэтов. Вскоре Александр опубликовал статью, в которой предложил «изгнать» из русской речи иноязычные слова. В издании появлялись сатирические заметки писателя, в которых автор высмеивал современное общество, обвинял чиновников во взяточничестве. Очерк под названием «О домостроительстве» поэт посвятил жестокости российских помещиков.

Зимой 1759-го года литератор решил закрыть «Трудолюбивую пчелу». Исследователь Александр Западов писал, что причины закрытия издания не сообщались, однако было очевидно, что причиной стала сумароковская сатира. В последнем издании литератор поместил стих «Расставание с музами», в котором как бы прощался с журналом и утверждал, что никогда не будет писать.

Спустя два года поэт оставил и работу в театре – причиной ухода Сумарокова стал конфликт с актерами. Писатель не мог платить зарплату сотрудникам, а денег, которые выплачивались ему из казны, не хватало. Театральная труппа месяцами не получала зарплату, хотя руководитель театра и пытался найти дополнительные средства. Сумароков обращался к Ивану Шувалову и просил его о финансировании, однако Шувалов ничего не ответил.

 

СОВЕТНИК ЕКАТЕРИНЫ II

Сумароков переживал очень сложные времена, дворянская общественность была на него обижена. Возможно поэт так и остался бы в опале, если бы не грядущий государственный переворот. Великому поэту помог счастливый случай, который повлиял на его дальнейшую творческую биографию.

Зимой 1762-го года императрица Елизавета скончалась и российский престол перешел в руки Петра III. Новый монарх был неприятен Сумарокову. Спустя несколько месяцев в России произошел государственный переворот, в результате которого Екатерина II стала новой императрицей. Поэт был несказанно рад такому раскладу – он уже давно благоволил Екатерине. Литератор ожидал от новой императрицы государственных реформ и социальных изменений. Поэт считал, что Екатерина ликвидирует крепостное право и добьется больших успехов в популяризации образования и культуры.

Екатерина умела быть благодарной и взяла Сумарокова под свое крыло. Императрица повысила писателя в звании, и он стал статским советником. Она же оплатила многочисленные долги Александра. Поэт одарил властительницу собственным сочинением, в честь коронации Екатерины он написал торжественную речь. В произведении мужчина призвал покровительницу к смене законодательства, борьбе с преступностью и безграмотностью.

Екатерина и ее подопечный вели активную переписку, Сумароков посвящал монаршей особе хвалебные оды. Однако императрица не спешила с новыми законами, не торопилась она и принимать демократические реформы, которых ждал Александр. В 1767-м году Екатерина опубликовала «Наказ», в котором обозначила необходимость самодержавия. Она указывала на равенство всех жителей России, которые едины перед лицом закона.

Спустя несколько месяцев Сумароков ответил на екатерининский документ рецензией. Литератор остался верен себе. В произведении он заявил, что «Наказ» не освещает реальное положение дел в стране. Поэт считал, что в документе Екатерина всего лишь пересказала своими словами трактат «О духе законов» авторства французского философа Шарля Монтескьё. Литератор писал, что многие домыслы Монтескьё подлежат жесткой критике. Екатерина не соглашалась с мнением поэта.

Императрица писала, что, хотя Сумароков – хороший поэт, он думает слишком много, поэтому не способен стать хорошим законотворцем. По мнению государыни, в своих умозаключениях литератор не имеет прочной связности, посему не может критиковать.

 

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Если говорить о личной жизни, то судьба Сумарокова в этом плане сначала складывалась удачно. В ноябре 1746-го года мужчина женился на Иоганне Христине Балк, камер-юнгфере тогда еще великой княгини Екатерины. Этот брак можно было назвать счастливым. Иоганна родила мужу двух детей – дочерей Прасковью и Екатерину. Брак продлился около двадцати лет.

Шло время Екатерина становится императрицей и с этого момента все в биографии поэта, включая его личную жизнь, начинает меняться. Вздорный и взбалмошный Александр не собирался следовать личным пожеланиям монаршей особы, что неимоверно раздражало императрицу.

С середины 1760-х годов писатель пытался занять особое положение в политической жизни страны. Это вызвало запрет некоторых произведений Александра. В 1764-м году мужчина планировал отправиться в путешествие по Европе, чтобы ознакомиться с театральной жизнью различных государств. Однако императрица не одобрила его выезд. Исследователи считают, что причиной могла стать огромная сумма, которую запросил Сумароков. По мнению литератора, 12 тысяч рублей, которые ему требовались, полностью окупятся, когда он опубликует свои дорожные заметки.

На фоне недовольства императрицы в семейной жизни поэта назревал большой скандал. В 1766-м году мужчина разошелся с первой женой. Вскоре он начал жить с Верой Прохоровой, дочерью своего кучера. Девушка родила возлюбленному дочь и сына. Обвенчаться пара смогла только в 1774-м году, когда отпрыски поэта от отношений с Верой были признаны законными и стали дворянами по происхождению.

К тому времени умер отец литератора. Александр рассорился со всеми родственниками из-за раздела имущества умершего родителя. Интересно, что мать поэта, Прасковья Сумарокова, даже лично обратилась к Екатерине II. В итоге Александру пришлось просить прощение у близких.

В дальнейшем на литератора подал в суд супруг его покойной сестры, на которого Сумароков накануне подал челобитную. Вскоре Сумароков принимает решение уехать в Москву, императрица даже пожаловала своему советнику 3000 рублей.

 

ЛИЧНОСТЬ

По отзывам современников, в общении Сумароков был личностью крайне неприятной. Он был невысокого роста, лицо его покрывали шрамы от оспы, волосы писателя были рыжими. Когда Александр волновался, у него начинался нервный тик. Поэт был остроумным человеком, который мог отпустить удачную шутку.

Сумароков любил красиво одеваться, следил за модой. Был он человеком самолюбивым, любое событие (как личное, так и политическое) могло вызвать его ярость.

Согласно документам, которые опубликовал Н. Тихонравов, поэт позволял себе избить чужого слугу, который всего лишь доставил неприятное для Александра письмо. Даже мать однажды прокляла сына и не пускала в свой дом.

Сумароков безалаберно относился к собственным доходам. Он получал большое жалование, гонорары за напечатанные произведения были баснословными, однако все доходы поэт спускал. Он нем ходила слава расточителя.

 

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

В последние годы своей жизни поэт вновь попал в опалу. Придворные и чиновники были недовольны свободолюбивым писателем, который продолжал создавать стихотворения и сатирические статьи. В Петербурге о Сумарокове ходила дурная слава, его считали скандалистом и самодуром.

В 1769-м году Александр принимает решение окончательно обосноваться в Москве, чтобы полностью отдаться творчеству. Вскоре он написал трагедии «Димитрий Самозванец», а также «Синав и Трувор», в которых обличал тиранов и самодержцев. Поэт не боялся открыто критиковать власти, что вызвало недовольство последних. Сумароков считал, что только он имеет право ставить театральные постановки по собственным произведениям. Однако власти не считались с мнением автора.

Спустя год губернатор Москвы Петр Салтыков решил поставить спектакль по трагедии Сумарокова «Синав и Трувор». Салтыков сам подбирал актеров и не позволил поэту участвовать в организации постановки. Филолог Юрий Стенник писал, что пьеса была плохо подготовлена, поэтому спектакль провалился. Зрители освистали представление. Актеры практически не знали свои слова, а исполнительница главной роли вышла на сцену пьяной. Сумароков был в бешенстве. Поэт написал Екатерине II письмо, в котором указал, что все его произведения являются его частной собственностью, пожаловался на Салтыкова.

Екатерина не поддержала своего недавнего фаворита. Императрица посоветовала поэту поблагодарить московского губернатора за спектакль. Интересно, что ответ императрицы разошелся по городу в списках. Вся Москва говорила о полемике вокруг конфликта, даже Гаврила Державин выступил против Сумарокова. В ответ поэт пишет стихотворение под названием «Все меры превзошла моя досада». В произведении Александр сетовал на плохую постановку.

Конфликт с Салтыковым и императрицей тяжело ударил не только по самолюбию Сумарокова, но и по его здоровью. У него случился тяжелый нервный срыв, из-за чего литератор закрылся в своем имении. Оправился Александр лишь к осени. Письмо от Вольтера несколько улучшило настроение опального поэта.

В 1771-м году поэт создает сатиру под названием «О благородстве». В этом произведении Сумароков обличал пороки аристократии. Писал Александр и комедии нравов – «Мать – совместница дочери», «Рогоносец по воображению», а также «Вздорщица». Интересно, что данные комедии Сумароков написал за очень короткий срок – за несколько дней он мог написать одну пьесу.

Спустя год издатель и журналист Николай Новиков написал, что сумароковские притчи являются настоящим сокровищем «российского Парнаса». Журналист утверждал, что произведения российского поэта превосходят творчество де ла Фонтена и Федра. Последователи Сумарокова, Михаил Херасков и Василий Майков, полностью поддерживали это мнение.

Летом 1773-го года поэт решает отправиться обратно в Петербург. Здесь он прожил до 1775-го года. Все время Сумароков посвящал изданию собственных произведений, занимался постановками своих пьес в Придворном театре. Опальное положение, недовольство аристократии и самой императрицы негативно сказались на здоровье литератора. Сумароков страдал ипохондрией.

В 1770-е годы поэт начал сильно болеть, у него сильно ухудшилось зрение. Отдельной бедой Сумарокова были кредиторы – у писателя было много долгов. Чтобы достать деньги ему даже пришлось продать часть книг из личной библиотеки. Из-за долгов писателю пришлось расстаться с правами на некоторые свои сочинения – с 1773-го года все рукописи перешли секретарю Л. Попову.

Против Сумарокова велись судебные дела. Из-за долгов его имущество и дом были описаны. Поэт пытался уехать из Петербурга, но заимодавцы не собирались отпускать должника. Сумароков пытался жаловаться властям.

Сумароков искал помощи у императрицы, писал ее фавориту Григорию Потемкину. Письма поэта остались без ответа. Сумароков пишет стихотворение «Жалоба», в котором жаловался на равнодушие чиновников и нищету.

В личной жизни поэта также наметились серьезные проблемы. Весной 1777-го года умерла вторая супруга Александра. Это стало тяжелым ударом для мужчины. В дневниках он писал, что плакал в течение двенадцати недель. Чтобы дать детям от второго брака наследство поэт обвенчался с племянницей супруги. Осенью этого года прошел аукцион, на котором были распроданы остатки от имущества писателя.

 

СМЕРТЬ

Сумарокова не стало в октябре 1777-го года. Он умер в Москве, в полной нищете. Деньги на его похороны собрали московские актеры. Захоронение писателя находится на Донском кладбище в Москве. Эпитафию для Сумарокова написал его последователь и друг Василий Майков.

Уже в 19-м веке могила поэта считалась утерянной. Лишь в 1951-м году захоронение Сумарокова было найдено. Здесь великому русскому драматургу и писателю был установлен памятник.

Просмотров: 173 | Добавил: GBIC | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]