МЕНЮ
- Читаем детям книги
- Краеведческий калейдоскоп
Счетчик культура
12:29 Самый сказочный художник − Виктор Васнецов | |
15 мая исполнилось 175 лет (1848-1926) со дня рождения Виктора Михайловича Васнецова – знаменитого русского художника. Виктор Васнецов родился в многодетной семье сельского священника. Семья жила в вятском селе Лопьял Вятской губернии. С детских лет Васнецов слышал былины и сказки о русских богатырях. Мальчик рано начал рисовать, но по традиции сыновья должны были наследовать профессию отца, и Виктора в 1848 году отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию, которая славилась тогда местными художниками. Во время обучения одаренный юноша стал брать уроки рисования у гимназического учителя Н. Г. Чернышева. Наличие способностей к рисованию отметил даже отец Виктора и позволил ему оставить обучение в семинарии на последнем курсе для поступления в Петербургскую академию художеств. Учась в Академии, молодой художник много работал, как гравер и рисовальщик, сотрудничал с рядом петербургских журналов. С большим интересом создавал иллюстрации для азбуки. Но больше всего художника захватывали мысли о богатырской силе русских воинов, о красоте, о свободе. В 1876 году Васнецов приехал по приглашению Репина в Париж. На выставке внимание художника привлекла большая картина о сказочных рыцарях. И вновь он вспомнил свой замысел о создании картины, посвящённой русским богатырям. А первый подход к теме художник сделал на картине «Витязь на распутье»
В центре картины расположен могучий богатырь на крепком коне. Он полностью готов к бою и вооружен булавой , копьем, луком и щитом. От вражеских стрел витязь защищен крепкой кольчугой и шлемом. Очевидно, что он ехал по неизведанной дороге и вот среди огромного поля наткнулся на большой камень. Да не просто камень. Это сказочный указатель с предупреждением. Ведь в нем говорится, что если поехать прямо, то можно лишиться жизни, другие же надписи с годами поистерлись. За камнем – болотистое гиблое место, кругом белеют кости, летает черное воронье, тёмная туча. Воин задумался, склонив голову вниз и опустив к земле копьё, видно, что его одолели невеселые думы, и он не знает, как ему быть дальше.
Летом 1881 года Васнецов писал этюды в Абрамцеве и начинает работать над картиной «Богатыри». Васнецов писал эту картину почти 20 лет. Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. В 1899 году Васнецов открывает в Москве свою первую выставку, центральным произведением на ней становится картина «Богатыри»
На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Они олицетворяют силу и мощь русского народа. В центре картины Илья Муромец восседает на огромном черном коне. Крепкий и могучий богатырь Илья спокоен и уверен в своей силе, лицо его выражает благородство и мудрость. Приставив руку ко лбу, Илья Муромец обозревает округу. В одной руке у него копье и щит, с запястья другой свисает тяжелая булава. Но рука Ильи Муромца не сгибается под этой тяжестью, словно и не сорок пудов на ней. Слева от Ильи Муромца находится Добрыня Никитич. Богатырь изображён величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его вдумчивость и ум. Опытный воитель, он выставил перед собой щит и решительно вынимает меч из ножен с готовностью броситься в бой на защиту своей родины. Справа от Ильи Муромца−Алеша Попович, самый младший богатырь. Он юношески весел, светил и красив. Богатырь отличается ловкостью и сообразительностью. Это ловкий и находчивый выдумщик. Со своим инструментом− гуслями он не расстается даже на службе. Алеша воплощает силу и отвагу.
Пословицы о смелости и отваге русских героев:
С 1893 года Васнецов становится действительным членом Академии Художеств России. Васнецов имел множество наград и привилегий, принимал участие в создании Общества возрождения художественной Руси (организация, знакомящая русский народ со своим коренным древним творчеством). Круг творческих интересов выдающегося художника составляли исторические, фольклорные и религиозные темы. Васнецов виртуозно писал на холстах сюжеты из легенд и сказок. Волшебные чудеса, былинные события «преданья старины глубокой», воплотились в картинах. Васнецов говорил, что в сказках живет мечта народа о счастье.
«Ковер-самолет»
Белое облачное небо. Летит ковер-самолет как сказочная гигантская птица, которая распростерла крылья над бескрайними просторами родной земли. На ковре Иван-богатырь гордо стоит, держа за золотое кольцо клетку с добытой Жар-птицей, излучающей яркое сияние. Сопровождают полет три совы – вероятно, это посланницы Бабы Яги, хозяйки ковра-самолета. Они указывают путь, а может быть приглядывают за подарком. Иван-богатырь спокоен и готов к новым подвигам.
Картину великого русского художника Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» относят к одним из самых сказочных произведений изобразительного искусства.
«Иван-Царевич на Сером волке»
Рукой мастера на полотне изображены Иван-царевич, Елена Прекрасная и Серый Волк. Трое героев спасаются от погони через темный дремучий лес. Иван-царевич крепко обнимает Елену Прекрасную и с тревогой следит, не догоняют ли их преследователи. Выражение лица Елены Прекрасной печально, руки безвольно лежат на коленях. Она опасается за свою жизнь и жизнь Ивана-царевича, боится, что не удастся им убежать от своих врагов. Длинные волосы Елены Прекрасной волнами ниспадают ей на плечи и развеваются по ветру от быстрой скачки. Серый Волк большими прыжками спасается от погони − мощные лапы напряжены, острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу, уши прижаты к голове, а язык вываливается из пасти − зверю нелегко нести на своей спине беглецов и стремительно нестись вперёд.
Полотно «Аленушка»−одно из лучших произведения Васнецова, создающих сказочный образ сестрицы Аленушки.
«Аленушка»
На картине мы видим героиню сказки Аленушку, которая устав от поисков потерявшегося братца, сиротливо присела на круглый камень у черного пруда, обхватив тонкими руками колени, и пригорюнилась. Аленушка одета в простой деревенский сарафан, босая, волосы растрепаны в косе. Капают слезы− грустно на сердце девушки. Не покидают Аленушку тревожные мысли, что она не уследила за единственным братцем. Вокруг нее лес, словно принимая участие в ее горе, склоняется к сиротке осинками, охраняет ее стройными елочками, ласково щебечет над ней ласточками: «Не плачь, не горюй!».
Один из захватывающих сюжетов по мотивам всеми любимой сказки «Царевна-лягушка» художник запечатлел на одноименном полотне. Картина даёт зрителю ощущение праздника в душе, заряжает оптимизмом и бодростью духа.
«Царевна-лягушка»
В центре картины−Царевна-лягушка в образе девушки. На картине царевна изображена со спины, и мы видим только её длинные, густые каштановые волосы заплетенные, по русским традициям, в косы. Высокая и статная красавица нарядно одета: платье расшито золотой вышивкой, лоб украшает кокошник-корона с россыпью самоцветов. Царевна самозабвенно танцует, заражая гостей и музыкантов энергией и весельем. Рукава её платья разлетаются в стороны, мелькают каблучки изящных сапожек. Она уже ошеломила пирующих гостей чудесно возникшим озером с белоснежными лебедями. Музыканты поддерживают атмосферу безудержного веселья, вовсю наяривают на гуслях и балалайках, склоняя головы в такт музыке. По восхищенным взглядам музыкантов можно заметить, что они очарованы русской красавицей. Танец царевны их завораживает и заставляет ноги и головы двигаться в такт. Красавица танцует в одной из царских палат, которая блещет красотой: стены расписаны дивными узорами, под ногами дорогой ковёр. Длинный стол на дубовых ножках накрыт белой скатертью, посуда на нём−золотая и серебряная со всевозможными яствами. Царский пир продолжается.
У Васнецова есть множество других замечательных картин на сказочно-былинную тематику. «Три царевны подземного царства» Художник на своих полотнах воспевал силу, красоту и величие русского народа. Глубоко-патриотичные работы художника и сегодня трогают сердца зрителей разного возраста и заставляют подолгу останавливаться возле его грандиозных по размерам, замыслу и мастерству исполнения картин. Умер В. М. Васнецов в 1926 году в своей московской мастерской. До конца жизни он не выпускал из своих рук кисть. «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали»
| |
|
Всего комментариев: 0 | |