Наверх
Приветствую Вас, Гость
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении
Главная » 2022 » Март » 3 » «Мастера пера»
09:57
«Мастера пера»

                                              «Мастера пера» 

 Всемирный день писателя  отмечают 3 марта, начиная с 1986 года. День не является официальным выходным.

История праздника

Слово – мощное оружие в руках говорящего. Оно дарит надежду, знакомит с историей, может быть наградой, либо наказанием. На протяжении веков писатели, поэты, «мастера слова» искали ответы на актуальные вопросы, пытались отразить в своих произведениях и очерках особенности той эпохи, в которой жили, позволяя потомкам окунуться в далекие для них времена.

Писательский труд существует очень давно, но профессией смог считаться только когда стал оплачиваемым. До наших времен дошли многие произведения и рукописи античных авторов и философов. Писательству можно обучаться всю жизнь, открывая для себя и читателя новые грани творчества. Для выбора этого пути нет возрастных ограничений. Главное, стремиться донести миру нечто важное и иметь честную гражданскую позицию.

В начале XX века появилась идея создать клуб, который объединит литераторов и журналистов, выступающих за свободу слова, против фальсификации сведений и искажения публичных фактов. Принадлежала эта идея писательнице Кэтрин Доусон. Клубу дали название PEN, что являлось аббревиатурой английских слов poets, essayists, novelists – поэты, очеркисты, романисты. Директором назначили Джона Голсуорси, который возглавлял его с 1921 года. Уже после первого заседания в мире открылось около 11 отделений. На данный момент существует более 130 филиалов во многих странах.

На очередном 48-м конгрессе Международного PEN-центра его участники постановили учредить праздник «Всемирный день писателя», который будет напоминать о роли писательства в мире. С тех пор он отмечается ежегодно литераторами, редакторами, журналистами, писателями и публицистами.

Традиции праздника

День писателя – праздник творческих людей. Как правило, проходит красиво и торжественно. Организуются культурные мероприятия, концерты, семинары, слеты авторов и публицистов.

В России он отмечается сравнительно недавно и считается узкопрофессиональным праздником. Традиционно в этот день вручают премии и награды. На конференциях обсуждаются новые направления в литературе, ее сильные и слабые стороны. Обязательными являются творческие выставки и конкурсы на звание лучшего в своем направлении. Проводятся встречи с литературными деятелями, где делятся богатым опытом в этой области. Проходят презентации современных литературных изданий, писатели общаются с почитателями своего творчества. В СМИ транслируют культурные передачи, посвященные торжественному событию. В школах проводят открытые уроки, в музеях – выставки и презентации.

 

 

 

Если Вам кажется, что российская литература стоит на месте,  да и вообще «там нечего читать», приготовьтесь поменять свое мнение.

7 главных трендов современной российской литературы:

 

1. Обращение к прошлому и его интерпретация

Прошлое можно и не оживлять, а лишь взять его условность вместе с устоями, представлениями и традициями и, досконально изучив их, взорвать до основания, поместив в самое сердце истории сегодняшнего человека. Так поступила Марина Степнова в романе «Сад», позволив в середине XIX века вырастить юную княжну Наталью Борятинскую в абсолютной свободе, как растят детей современные матери.

2. Эксперименты с языком

Вторая важная тенденция — поиск нового языка, чтобы говорить о современном. В ХХI веке язык становится все грубее, брутальнее и увесистее. Никакой  возвышенности к современности литература словно бы не испытывает. Сегодняшний день — сор, из которого растет проза, с ним можно (а то и нужно) обращаться вольно, чтобы не сразу читатель почувствовал авторскую горечь и разочарование, а под ними — нежность.

3. Интересная малая проза

Не каждому автору хватает дыхания на большой роман о современной жизни, а вот на рассказ или повесть — да. Так что сборники рассказов, как картины импрессионистов, куда честнее и выразительнее передают писательские ощущения от происходящего вокруг прямо сейчас.

Пожалуй, самыми показательными в этом смысле будут книги Ксении Букши «Открывается внутрь» и «Петля» Романа Сенчина.

 

4. Переформатирование литературы

Художественная проза все чаще отрицает границы, в том числе жанровые, и все больше заходит на территорию нон-фикшен. В особо удачных случаях из документов, благодаря авторскому прочтению, рождается настоящее искусство. Так получилось у Леонида Юзефовича в документальном романе «Зимняя дорога» ( о мало известном эпизоде истории нашей страны периода  Гражданской войны).

 

5. Проза медиков

Проза медиков — особенно хирургов, реаниматологов, врачей скорой — позволяет и читателю подойти чуть ближе к зыбкой границе между тем миром и этим, прикоснуться к тайне творения, побыть героем. В качестве примера  - обаятельнейшие, написанные прекрасным литературным языком  «Юные годы медбрата Паровозова» Алексея Моторова.

 

6. Литература «подчеркнуто иронична, брезглива к читателю»

Мир отрекается от высокой  культуры, впадает в медиазависимость, начинает функционировать по законам соцсетей, сводя жизнь к самопрезентации, а общение — к наскальной живописи эмодзи. «Человек — это просто обезьяна со смартфоном», — формулирует Виктор Пелевин в «Искусстве легких касаний» и относится к героям и читателям соответственно. 

 

7. Русский фольклорный магический реализм

Пожалуй, в новой истории русской литературы эта тенденция, гоголевско-булгаковская по своей природе, самая любопытная. Из чего складывается фантасмагория дня сегодняшнего, каким эхом откликается завтра?  В своем «Сиянием «жеможаха» София Синицкая взглянула на жуткие события советской истории (репрессии, война, ГУЛАГ) через колдовское стекло мифов, сказов и фольклора.

Просмотров: 240 | Добавил: GBIC | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]