МЕНЮ
- Читаем детям книги
- Краеведческий калейдоскоп
Счетчик культура
09:19 Д.Дидро-главный библиотекарь Екатерины второй | |
Французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Иностранный почетный член Петербургской академии наук. В биографии Дидро есть много интересных фактов. Дени Дидро появился на свет 5 октября 1713 года во французском городе Лангр. Он рос и воспитывался в семье метрдотеля Дидье Дидро и его супруги Анжелики Вигнерон. Кроме Дени у его родителей родилось еще 5 детей, двое из которых умерли несовершеннолетними. Детство и юность Уже в детстве у Дидро начали проявляться прекрасные способности к изучению разных наук. Родители хотели, чтобы их сын связал свою жизнь с церковью. Когда Дени было около 13 лет он начал обучаться в католическом лицее, где готовили будущих священнослужителей. Позже он стал студентом иезуитского колледжа в Лангресе, где удостоился степени магистра гуманитарных наук по философии. После этого Дени Дидро продолжил учебу в коллеже д `Аркур в Парижском университете. В возрасте 22 лет он отказался войти в духовенство, решив получить юридическое образование. Тем не менее, вскоре он потерял интерес к изучения правоведения. В данный период биографии Дидро захотел стать писателем и переводчиком. Интересен факт, что по причине отказа заняться одной из ученых профессий отец отрекся от него. В 1749 г. Дени окончательно разочаровался в религии. Возможно это было связано с тем, что его любимая сестра Анжелика, которая стала монахиней, скончалась от переутомления прямо в ходе богослужения в храме. Книги и театр В начале 40-х годов Дени Дидро занимался переводами английских произведений на французский язык. В 1746 г. он опубликовал свою первую книгу «Философские мысли». В ней автор рассуждал о примирении разума с чувством. Дени заключил, что без дисциплины чувство окажется разрушительным, тогда как разум нужен для контроля. Стоит заметить, что он был сторонником деизма – религиозно-философского направления, признающего существование Бога и сотворение им мира, но отрицающего большинство сверхъестественных и мистических явлений, Божественное откровение и религиозный догматизм. Вследствие этого, в данном труде Дидро приводил множество идей, критикующих атеизм и традиционное христианство. Его религиозные взгляды наилучшим образом прослеживаются в книге «Прогулка скептика» (1747). Данный трактат представляет собой что-то вроде разговора между деистом, атеистом и пантеистом о природе божественности. Каждый из участников диалога приводит свои «за и против», опираясь на те или иные факты. Однако «Прогулка скептика» вышла в печать только в 1830 г. Власти предупредили Дени Дидро, что если он начнет распространять эту «еретическую» книгу, то они отправят его за решетку, а все рукописи сожгут на костре. В 1749 г. философа все же посадили в тюрьму, однако не за «Прогулку», а за работу «Письмо о слепых для тех, кто может видеть». Дидро пробыл в одиночной камере около 5 месяцев. В это время биографии он исследовал «Потерянный рай» Джона Мильтона, делая на полях заметки. После выхода на свободу, он вновь занялся писательской деятельностью. Любопытно, что по своим политическим воззрениям Дени придерживался теории просвещенного абсолютизма. Как и Вольтер, он скептически относился к народной массе, которая по его мнению была не способна решать крупные политические и нравственные проблемы. Наилучшей формой правления он называл монархию. При этом король обязан был обладать всеми научными и философскими знаниями. В 1750 г. Дидро доверили должность редактора авторитетного французского справочника эпохи Просвещения – «Энциклопедии, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». За 16 лет работы над энциклопедией, он стал автором нескольких сотен экономических, философских, политических и религиозных статей. Интересен факт, что вместе с Дени над написанием этого труда работали такие известные просветители, как Вольтер, Жан Лерон д’Аламбер, Поль Анри Гольбах, Анн Роберт Жак Тюрго, Жан-Жак Руссо и другие. Под редакцией Дидро были созданы 28 из 35 томов «Энциклопедии». Сотрудничество с издателем Андре ле Бретоном прекратилось по причине того, что тот без разрешения Дени избавлялся от «опасных» мыслей в статьях. Философ пришел в ярость от действий Бретона, решив оставить этот монументальный труд. Дидро на обеде философов В последующие годы биографии Дидро начал уделять большое внимание театру. Он стал писать пьесы, в которых часто затрагивал семейные отношения. К примеру, в пьесе «Внебрачный сын» (1757) автор размышлял над проблемой появления незаконнорожденных детей, а в «Отце семейства» (1758) рассуждал о выборе супруги по велению сердца, а не по настоянию отца. В ту эпоху театр разделялся на высокий (трагедию) и низший (комедию). Это привело к тому, что он установил новый вид драматического искусства, назвав его – «серьезным жанром». Под таким жанром подразумевалось нечто среднее между трагедией и комедией, что позже начали называть – драмой. Кроме написания философских сочинений, пьес и книг по искусству, Дени Дидро издал немало художественных произведений. Наибольшую популярность обрели роман «Жак-фаталист и его хозяин», диалог «Племянник Рамо» и повесть «Монахиня». За годы творческой биографии Дидро стал автором многих афоризмов, среди которых:
Дени Дидро и Екатерина-II
Осенью 1773 г. Дени Дидро прибыл в Россию, где прожил около 5 месяцев. В данный период императрица почти каждый день общалась с французским просветителем. Они часто обсуждали политические проблемы. Одна из ключевых тем – превращение России в идеальное государство. При этом, женщина относилась к идеям Дидро скептически. В переписке с дипломатом Луи-Филиппом Сегюром она писала, что если Россия будет развиваться по сценарию философа, ее ожидает хаос. Личная жизнь В 1743 г. Дени начал ухаживать за девушкой из низшего класса Анной-Антуанеттой Чампион. Желая взять ее в жены, парень попросил благословения у своего отца. Однако, когда Дидро-старший узнал об этом, он не просто не дал своего согласия на брак, но добился «письма с печатью» – внесудебного ареста сына. Это привело к тому, что молодого человека арестовали и заточили в монастыре. Через несколько недель Дени удалось бежать из монастыря. В ноябре того же года, влюбленные тайно обвенчались в одном из парижских храмов. Интересен факт, что об этом браке Дидро-старший узнал только через 6 лет. В этом союзе у супругов родилось четверо детей, трое из которых умерли еще в младенчестве. Выжить удалось только Марии-Анжелике, которая позже стала профессиональным музыкантом. Дени Дидро было трудно назвать образцовым семьянином. Мужчина неоднократно изменял жене с разными женщинами, среди которых писательница Мадлен де Пюизье, дочь французского артиста Жанни-Катрин де Мо и, конечно же, Софи Волан. Подлинное имя Волан – Луиза-Генриетта, тогда как прозвище «Софи» дал ей Дени, который восхищался ее умом и сообразительностью. Любовники переписывались между собой на протяжении около 30 лет, вплоть до кончины Волан. Благодаря нумерации писем становится ясным, что философ отправил Софи 553 послания, из которых до наших дней сохранились 187. Позже данные письма были выкуплены Екатериной 2, вместе с библиотекой французского философа. Смерть Дени Дидро умер 31 июля 1784 года в возрасте 70 лет. Причиной его смерти стала эмфизема – заболевание дыхательных путей. Тело мыслителя было похоронено в храме Святого Роха. К сожалению, в разгар знаменитой Французской революции 1789 г. все могилы в церкви были разорены. В результате, специалисты до сих пор не знают точного местонахождения останков просветителя.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |