Наверх
Приветствую Вас, Гость
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении
Главная » 2024 » Сентябрь » 26 » ЗНАМЕНИТЫЕ ДИНАСТИИ РОССИИ. ДИНАСТИЯ МАЛЬЦОВЫХ.
09:10
ЗНАМЕНИТЫЕ ДИНАСТИИ РОССИИ. ДИНАСТИЯ МАЛЬЦОВЫХ.

23 октября текущего года исполняется  190 лет со дня рождения русского аристократа, фабриканта, великого мецената, владельца стекольных заводов,  почетного гражданина города Владимира Юрия Степановича Нечаева – Мальцова.

 Трудно переоценить тот  вклад, который внес Юрий Степанович  в дело развития  промышленного, культурного и духовного облика  Владимирского края  в целом и нашего  города в частности.

  Но сегодня не об этом… В  преддверии юбилея последнего «хрустального короля» Российской Империи хочется вспомнить, что же это был за человек?  Откуда в обычном чиновнике, а впоследствии – богатом промышленнике  такая широта души, любовь к родной стране и огромное желание сделать ее  счастливее?

«Он разбогател, получив наследство от дядюшки…» – звучит, как фраза из старинного английского романа. Юрий Степанович Нечаев-Мальцов англичанином не был, да и чтением подобной  литературы, наверняка,  не увлекался.  Судьбе было угодно, чтобы он  сам стал героем удивительной и захватывающей  истории – куда более благородным, искренним и самоотверженным, чем персонажи популярных романов.

       Итак … Октябрь  1834 года…самая середина осени, уже не тепло, но еще и не холодно, разноцветные листья радуют глаз, природа, словно на последнем пышном балу, пытается  выглядеть во всей красе, как будто чувствует неминуемое и скорое наступление зимних холодов..

 В один из таких  прозрачных  октябрьских дней в родовом поместье Полибино Данковского уезда  Рязанской губернии в  семье дворянина,  бывшего декабриста, историка, археолога и поэта Степана Дмитриевича Нечаева и Софьи Сергеевны (в девичестве Мальцовой) появился на свет их самый младший, четвертый ребенок -  сын Юрий, названный в честь великого князя Юрия Долгорукого, но нежно именуемый всеми домочадцами не иначе, как Юша..

 Познать материнскую ласку маленькому  Юше довелось недолго, едва ему  исполнилось два года, мама - эта  всегда веселая  и жизнерадостная, но, вместе с тем, серьезная и рассудительная  женщина  умерла от чахотки, прожив всего 31 год… Ну, кто ж разумеет ум Господень?...

Отец, Степан Дмитриевич  занимал высокие государственные посты,   интересовался наукой, музыкой, искусством, литературой, но главной его страстью была история России, ее героическое прошлое. Будучи очевидцем Отечественной войны 1812 года, и не имея возможности встать в  строй по причине  врожденной хромоты, Степан двадцатилетним юношей собирал народное  ополчение в Арзамасе и Владимире, его первые «Стихи на вступление в поход новоустроенных  во Владимире полков  26 августа 1812» были пронизаны  духом патриотизма, единением нации и  любовью к  попавшей в беду Отчизне.

Главным делом  всей  своей жизни он считал  создание первого в мире  музея  Куликовской битвы.  С юности увлекаясь археологией, Нечаев – старший, опираясь на летописи, местные предания и  личные археологические находки впервые предпринял попытку определить точное место Куликовской битвы и составить карту расположения войск. Беззаветно любя свою страну и всем сердцем стараясь сохранить для потомков память о той великой битве, в которой Русь впервые, после многовекового иноземного гнета  заявила миру  о себе, как о сильном государстве, способном отстаивать свою свободу и независимость, Степан Дмитриевич сетовал: «Ничто до сих пор не свидетельствовало о великой жертве, принесенной на сём месте за свободу любезной родины. Осталось одно предание…»

Именно стараниями Степана Дмитриевича был заложен заповедник «Куликово поле». В конце жизни  Степан Нечаев, владевший поместьями в Московской, Тульской, Рязанской и Тверской губерниях, подарил государству свои земли на поле Куликовом для создания  там мемориала  героям исторической  битвы. При его непосредственном участии  на Красном  Холме  был воздвигнут чугунный обелиск в ознаменование победы русских войск, а позднее открыт поминальный храм Сергию Радонежскому.

Благотворительность и меценатство были в крови у Нечаевых. «Благотворительность есть такое удовольствие, которое можно вкушать без пресыщения», - говорил  Степан Дмитриевич и жертвовал на благие дела практически все, что имел. Исследователи его жизни  удивлялись, что когда он был при смерти, выяснилось, что его не на что будет хоронить -  все свое состояние  Нечаев  истратил на благотворительную деятельность и на приобретение предметов искусства.

 Герой нашего рассказа,  Юрий Степанович Нечаев - Мальцов  с ранних лет проявлял интерес к наукам, искусству, рос очень любознательным и способным ребенком, благо  атмосфера, царившая в семье, всецело к этому располагала.  Степан Дмитриевич, видя такое стремление, часто брал Юшу в свои экспедиции, и сын в течение многих лет, вплоть до кончины отца, был его неизменным помощником и сподвижником.

Очевидно,  именно от него молодой человек унаследовал лучшие качества настоящего русского дворянина – честь, совесть, природную скромность, желание  верой и правдой служить на благо Отечества.

До 1880 года Юрий Степанович был человеком  исключительно светским - выпускник юридического факультета Московского университета, он проходил службу по линии  Министерства иностранных дел. Дослужившись до чинов нешуточных - гофмейстера и обергофмейстера,  он мог бы и дальше  подниматься по карьерной лестнице, как вдруг, на исходе пятого десятка  судьба дала возможность нашему герою прожить еще одну жизнь – жизнь богатого предпринимателя.

Иван Сергеевич Мальцов, родной дядя Нечаева, будучи крупным промышленником, владельцем стекольных заводов  и одним   из  богатейших людей России, скончавшись, оставил все свое огромное  состояние  племяннику, посчитав, что тот станет достойным продолжателем дела семьи.

 Так, в одночасье на простого чиновника МВД, свалилось невиданное доселе богатство. Как бы сказали сегодня: «Жизнь удалась!» Можно было, ни о чем не думая,   до конца своих дней нежиться  в шезлонге на Лазурном Берегу или любоваться красотами Рио-де-Жанейро, но, к счастью, новоиспеченный миллионер  был человеком серьезным и рассудительным с чёткими жизненными принципами. Да и заграницей его не удивишь – за долгие годы дипломатической службы бывал там неоднократно. Одним словом, Нечаев – Мальцов  решил распорядиться деньгами по-своему.

Конечно, было бы странным полагать, что став свободным в средствах, Юрий Степанович не привнес в свою жизнь  достатка и комфорта.  Он реконструировал и благоустроил своё родовой поместье в Полибино, купил огромный особняк бывшего графа Кочубея на Сергиевской улице в Санкт – Петербурге, который заново отделал в стиле рококо и поселился там с двумя своими  незамужними сестрами Софьей и Анной.

Нечаевы очень долго ждали фортуны – она улыбнулась им в преклонных годах, и они торопились насладиться счастьем, которое дают упавшие с неба деньги.   К чести хозяина дома, следует отметить, что он  очень хотел поделиться этим счастьем и с другими, что и  делал, может быть иногда комично, но очень искренне. «О балах и обедах Нечаева ходили легенды, – вспоминал директор Императорских театров Владимир Аркадьевич Теляковский, – Трюфелей гостям предлагали брать сколько угодно, чуть не на вынос. Вина всякого сорта и звания было разливное море. На балах за котильоном, не считая громадных корзин цветов прямо из Ниццы, доставляемых вагонами, давали ценные подарки. В зимнем саду в прудах плавали рыбы, словом, было все. Но кто-то из недовольных критиковал эти балы, потому что не было... качелей. Я думаю, что добрейший Ю. С. Нечаев-Мальцов завел бы и качели и даже американские горки, если бы его побольше попросили».

Что поделать, Юрий Степанович любил жить на широкую ногу.

 С неменьшим шиком направлял он деньги на благотворительность и меценатство -  не прокутил и не пустил по ветру все огромное состояние, как делали многие  новоявленные богачи того  времени (да,  и сейчас, что греха таить, некоторые  наши современники – обладатели «бешеных» денег зачастую так поступают), а   подарил России такие жемчужины, без которых отечественное искусство и архитектура, несомненно, обеднели бы.

Благодаря щедрому и неравнодушному сердцу, «дядюшкино наследство» превратилось в культурное наследие, равных которому сегодня трудно найти и во всем мире, чего стоят монументальные храмы и соборы –  величественный  собор  в центре нашего города  в честь  своего покровителя - святого Георгия Победоносца по проекту знаменитого скульптора Бенуа,  Софийская церковь при стекольном заводе в Смоленской губернии, храм великомученика Дмитрия в  своем родовом имении Полибино, церковь в память убиенных в Куликовской битве во имя великомученика Дмитрия Солунского в селе Березовка.

 Почти четырнадцать  лет жизни отдал Юрий  Степанович делу создания Музея Изящных Искусств имени императора Александра III, ныне Пушкинского, который по праву  считается одним из крупнейших культурных центров России.

1896 год… По Москве и Петербургу ездит чудаковатый профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев. Он терпеливо обходит купеческие  дома  с предложением их хозяевам пожертвовать на совершенно невиданное дело – Музей изящных искусств. Для чего?  А  чтобы студенты, не имеющие возможности личного ознакомления с греческими и итальянскими античными шедеврами, смогли лицезреть хотя бы их слепки, и если посчастливиться, то даже  некоторые оригиналы. Доехал он и до Нечаева–Мальцова. Сызмальства интересующейся русской историей и культурой Юрий Степанович, поддержал такое важное, по его мнению начинание, сделав первый взнос на строительство музея  в размере  трехсот тысяч рублей, в то время, как государство профинансировало проект всего лишь на сумму в двести тысяч.

В 1898 году, добившись начала строительства, Цветаев писал: «Люди колоссальных, или «громовых», как говорится в здешнем купечестве, богатств или лица, известные своею щедростью на приобретение произведений искусства, уклонились под тем или иным предлогом от помощи…».  И только лишь Нечаев -  Мальцов твердо сказал: «Музею быть!»

Дальше – больше.  Юрий Степанович деятельно включился в работу по созданию главной художественной сокровищницы России. Он финансировал и лично инспектировал добычу уральского белого мрамора для отделки музея, полностью на собственные средства изготовил в Норвегии десятиметровые колонны для портика здания, а затем оплатил их доставку по морю и сплав по рекам до самой Москвы. Отношение Юрия Степановича к делу создания Музея хорошо характеризует фраза из письма ему от Ивана Владимировича Цветаева, датированного 7 сентября 1899 года: «Мне очень жаль, что я не знал о намерении Р.И. Клейна (главный архитектор) поднимать тяжёлые балки именно 5 числа. Это была замечательная картина, когда рабочие колебались перед такой необычной тяжестью и таким объёмом балок в столь сильной степени, что Вы сочли нужным подать им пример, ставши первым на месте стройки, казавшемся им особенно опасным. И предводительствовать Вам на лесах и на стенах пришлось в убийственную погоду: дождь лил как из ведра, ветер свистал и был большой холод…»

Великодушие Нечаева-Мальцова было испытано на прочность чрезвычайным происшествием. В ночь на 20 декабря 1904 года на музейной стройке произошел пожар, сгорело практически все, что удалось  к тому моменту сделать.  Организаторы проекта были буквально потрясены несчастьем, а жертвователи отказались от дальнейшего финансирования.  Лишь один Юрий Степанович не пал духом и, сохраняя хладнокровие, не допустил остановки строительства. «Вот вам и Нечаев-Мальцев!– отозвался Цветаев. – Кроме него, пока не на кого возлагать надежды. Казалось, кто бы должен больше всех горевать: ведь горят-то его денежки, кровные! – а он утешал других и успокаивал: «Ну что эти убытки? Тысяч двадцать пять и только!» И оплачивал их, хотя убытков было много больше».

Часть пожертвований Юрий Степанович, по причине  природной скромности, сделал анонимно, поэтому реальный его вклад был значительно больше официального. Но в семье Цветаевых эту тайну знали. Марина Цветаева в своих воспоминаниях пишет о сумме в полтора раза превышающей документально подтвержденные два  миллиона: «… когда в 1905 году его заводы стали, тем нанося ему несметные убытки, он ни рубля не урезал у музея. Нечаев-Мальцев на музей дал три миллиона, покойный государь триста тысяч. Эти цифры помню достоверно…»

По сути, наш герой стал главным и единственным жертвователем Музея, затратив на создание храма искусства более трех миллионов  царских рублей, что в рублевом эквиваленте современности составляет почти два миллиарда!

13 июня 1912 года в Москве на Волхонке был торжественно  открыт  Музей изящных искусств, который и сейчас не перестает удивлять посетителей со всего мира  красотой и величием, а его духовный отец, покровитель, устроитель, да, просто «Русский человек» с большой буквы Юрий Степанович Нечаев – Мальцов спустя чуть более года, покинул этот мир, завершив главное дело всей своей жизни… 

В современных реалиях историческая личность  Юрия Степановича Нечаева- Мальцова, а вместе с ним и  его отца, приобретают особое значение.  Имея возможности безбедного существования за пределами своей страны, они  не только оставались  с  Родиной в любые, даже самые  лихие  времена (а, наша история на протяжении веков никогда и не была простой), но и приумножили  силу и мощь  России, как в промышленном, так и в духовном смыслах, доказав потомкам, что страна сильна людьми,  делами подтвердившими свою беззаветную  любовь к ее прошлому, настоящему и будущему.

Поэт и декабрист Федор Глинка призывал: « Историк– исполни последнюю волю героев бывших, и История родит героев времен будущих …», и  сегодня мы не меньше гордимся героями настоящими, составляющими славу Великой России.

Автор: Светлана Ларионова

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Просмотров: 83 | Добавил: GBIC | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]