МЕНЮ
- Читаем детям книги
- Краеведческий калейдоскоп
Счетчик культура
13:41 Жизнь, отданная небу! | |
Сегодня нам хочется рассказать об одном великом человеке – лётчике Валерии Чкалове. Прославивший на весь мир величие Родины, силу и доблесть советского народа, он был примером для молодежи. Даже маленькие дошколята, школьники мечтали быть такими, как Валерий Чкалов. Валерий Павлович Чкалов — это целая эпоха в истории нашего воздушного флота. Он был не только непревзойдённым лётчиком, но создателем школы высшего пилотажа, разработчиком методик испытания новых самолётов. Чкаловское лётное наследие прошло суровую проверку в воздушных боях Великой Отечественной войны, тем самым подтвердив своё право на жизнь. Чкалов Валерий Павлович родился 2 февраля 1904 в слободе Василёво (ныне город Чкаловск Нижегородской области). 2Прадед Валерия Павловича был бурлаком, дед тоже много лет таскал баржу. От них мальчик унаследовал силу и храбрость. Он рос крепким, подвижным, ловким. Быстро научился плавать, нырять, часами проводил в воде. После окончания Василёвской школы осенью в 1916 году Валерий поступает в Череповецкое ремесленное училище. Закончив училище, 15-летний Чкалов пришел на работу в мастерскую слесарем по ремонту самолетов, а мечтал о небе. С тех пор началось исчисление его летного стажа. Затем была Егорьевская теоретическая школа, далее Борисоглебская школа летчиков. После Борисоглебской школы, которую Чкалов закончил в первом выпуске, была еще Школа высшего пилотажа. Михаил Михайлович Громов, его учитель, писал: «Чкалов был талантлив, именно талантлив в летном деле. Он был создан для того, чтобы летать». В 19 лет Чкалов стал летчиком-истребителем. В 20 лет Чкалов прибывает в Особую Краснознаменную эскадрилью ВВС, близ Ленинграда. Он молод, энергичен. Однажды Чкалов поспорил со своим товарищем, что беспрерывно сделает 50 «мертвых петель». Вошел во вкус и сделал 66 петель, чем поразил всех наблюдавших за этим. Конечно, был наказан. Над Ленинградом полеты и эксперименты в воздухе были запрещены. В эскадрильи Чкалов совершил свой первый полет вверх колесами. На спор Чкалов пролетел под Троицким мостом в Ленинграде! Народ ахнул. За такое лихачество молодого Чкалова много ругали, наказывали, отстраняли от полетов. Старались заставить его летать более осторожно. Спустя годы, став известным летчиком-испытателем, Чкалов говорил, что настоящий риск не имеет ничего общего с лихачеством.
С 1926 по 1928 годы Чкалов служит на аэродроме Троцка. В 1929-1930 годы руководит школой планеристов и является лётчиком-инструктором в Ленинграде. В 1930 году Чкалов работает в московском Научно-исследовательском институте ВВС РККА. За 2 года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. Быстро накапливался огромный опыт. Больше всего Чкалов летал на маленьких, одноместных самолетах-истребителях. Их он любил за большую скорость, за то, что на них можно выделывать любые фигуры: хочешь – петлю, хочешь – бочку, хочешь переворот через крыло. Все, что угодно!
11 ноября 1930 года Чкалов был зачислен в штат института, на должность летчика-испытателя. 5 мая 1935 года опубликовано постановление ЦИК Союза ССР: летчик-испытатель Валерий Павлович Чкалов за смелость и мужество при испытании машин награждается Орденом Ленина. Чкалов испытал свыше 70 типов самолетов (И-15, И-16, И-180, ВИТ-2, НВ-1), разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную "бочку". За подарок судьбы надо платить. Нужно было что-то большее, не столь скоротечное, что-то оставляющее след в небе и на земле. Было решено, что в составе экипажа из 3 летчиков-испытателей - Чкалова, Байдукова и Белякова совершить первый в истории советской авиации арктический перелет. 20 – 22 июня1936 года экипаж Чкалова со вторым пилотом Байдуковым и штурманом Беляковым совершили беспосадочный перелет через Северный Ледовитый океан из Москвы в Петропавловск – Камчатский и далее на дальневосточный остров Удд (ныне остров Чкалов), преодолев расстояние в 9374 км за 56 часов 20 минут. Теперь можно сказать уверенно: несмотря на многие трудности полета (неблагоприятные погодные условия, обледенение корпуса самолета, проблемы с горючим) перелет удался благодаря высочайшему профессиональному мастерству экипажа и великолепной собранности.
24 июля 1937 года члены экипажа Чкалов, Байдуков и Беляков были удостоены высокого звания Героев Советского Союза. Их приветствовала и восхищалась подвигом героев вся страна. Но ни почести, ни высокие звания и всенародная слава не могли оторвать Чкалова от главного дела его жизни – от ежедневной работы летчика-испытателя.
18 – 20 июня 1937 года со своими верными прежними друзьями – Беляковым и Байдуковым - Чкалов совершил перелет из Москвы до Вонкувера (США) через Северный полюс за 63 часа 16 минут, преодолев 8504 км. 20 июня 1937 года в 19 часов 30 минут чкаловский экипаж приземлился в США. Америка вращалась вокруг Чкалова. «Слава мировым героям!». «Да здравствуют советские летчики – победители Северного полюса!». Лётчик-испытатель Валерий Павлович Чкалов разбился 15 декабря 1938 года на подмосковном аэродроме при попытке посадить экспериментальный образец самолета. Это был первый полет истребителя конструкции Н.Н. Поликарпова, который должен был заменить устаревающий И-16. При заходе на посадку у самолета отказал двигатель. На пути падающего самолета стоял барак. Чкалов стал убирать шасси, чтобы перелететь его, но они были специально заклинены на время испытаний. Он повернул в сторону и врезался в железную опору. Его выбросило на землю, Чкалов ударился головой о железную балку. Тогда еще защитных гермошлемов не было... Имя народного героя увековечено в памятниках на родине Чкалова, его именем названы улицы, город. О Чкалове написаны книги. В его честь созданы музеи, сняты фильмы. Самые крутые пилоты трюки и фигуры высшего пилотажа
| |
|
Всего комментариев: 0 | |