МЕНЮ
- Читаем детям книги
- Краеведческий калейдоскоп
Счетчик культура
09:39 «ВДНХ – знак качества» | |
16 июня 1959 года торжественно открыта Выставка достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ), объединившая сельскохозяйственную, промышленную и строительную выставки. Выставочный комплекс действовал с 1939 года как «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка» (ВСХВ) – до 1941 года, а после войны прошла масштабная реконструкция. Немного предыстории Еще в довоенные годы на неосвоенных территориях вблизи Останкинского парка и села Алексеевского была создана масштабная всесоюзная выставка, призванная увековечить подвиг советского народа в развитии сельского хозяйства. Выставка носила сезонный характер: посетить ее можно было только в теплое время года. В соответствии с проектом главного архитектора выставки В. Олтаржевского, одни павильоны были посвящены союзным республикам, другие — отдельным сельскохозяйственным отраслям, главным из которых стал павильон «Механизация». Первые сооружения ВСХВ были созданы в 1936-1937 годах, а в 1938-1939 в связи с низким качеством постройки сооружений, а также вследствие репрессий в отношении людей, отвечавших за их возведение, состоялась масштабная реконструкция выставки под руководством архитектора С. Чернышева, который также был одним из создателей генерального плана реконструкции Москвы. Уже в 1939-1941 годы ВСХВ стала ключевым местом демонстрации успехов развития сельского хозяйства СССР. Однако начавшаяся вскоре война потребовала множества средств, и потому многие экспонаты выставки были проданы. Архивы ВСХВ были вывезены в Челябинск, а сотрудники, не ушедшие на фронт, эвакуированы в Омск, куда был переведен и Народный комиссариат земледелия. Выставка временно прекратила свое существование. После окончания Великой Отечественной войны было принято решение о воссоздании ВСХВ. В течение шести лет (1948-1954 гг.) под руководством архитектора А. Жукова большинство павильонов было отстроено заново. Новые сооружения стали подлинным олицетворением популярного в послевоенное время архитектурного стиля — сталинского ампира. Изначальная планировка выставочного комплекса была сохранена, однако на его территории появилось множество новых сооружений: именно тогда архитектором Константином Топуридзе были созданы фонтаны «Дружба народов», «Золотой колос» и «Каменный цветок» — одни из самых известных фонтанов Москвы и по сей день.. 49 объектов ВДНХ признаны памятниками культурного наследия. К числу наиболее ярких памятников ВДНХ относятся монумент «Рабочий и колхозница» работы скульптора Веры Мухиной и архитектора Бориса Иофана, Однако изменившиеся в конце 50-х годов внешние и внутриполитические обстоятельства ставили перед выставочным комплексом новые задачи: теперь СССР предстояло доказать и сделать наглядным нечто большее, чем успехи коллективизации 1930-х годов. Создание ВДНХСмерть Иосифа Сталина стала поворотной точкой в истории Советского Союза. Период, называемый теперь историками «оттепелью», характеризовался некоторым сближением СССР со странами Запада. Период второй половины 50-х годов был временем особой открытости Советского Союза. Так, в 1957 году в Москве состоялся Всемирный фестиваль молодежи, а на 1959 год было запланировано проведение промышленных выставок СССР и США на территориях друг друга. Существует мнение, что именно ожидание визита вице-президента Соединенных Штатов Америки Ричарда Никсона в Москву стало главной причиной реорганизации ВСХВ. Теперь требовалось, как можно более наглядно продемонстрировать и странам Запада важнейшие успехи развития советской экономики. Постановление Совета министров СССР «Об объединении Всесоюзных промышленной, сельскохозяйственной и строительной выставок (на Фрунзенской набережной)...» от 28 мая 1958 года стало отправным пунктом появления на карте Москвы нового объекта — Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства. Общая планировка выставки и на этот раз остались та же, изменилась лишь концепция ее использования. На смену союзным республиканским павильонам пришли отраслевые: ведь теперь важно было доказать материальное благополучие всего Союза ССР, а не отдельных его частей. В конце 50-х — в начале 60-х годов на выставочной территории были созданы павильоны «Электротехника» (прежде павильон Белорусской ССР), «Земледелие» (павильон Украинской ССР), «Радиотехника» (бывший павильон «Поволжье»), «Атомная промышленность», «Металлургия», «Химическая промышленность», «Вычислительная техника» и другие. Были снесены павильоны Таджикской, Туркменской, Киргизской ССР, а также павильоны Татарской АССР, Башкирской АССР и Центральных областей. Павильон Узбекской ССР превратился в павильон «Советская культура», а «Дальний Восток» — в «Советскую книгу». Тогда же павильон «Механизация» был перестроен в грандиозный по форме павильон «Космос». Новые павильоны отличались большей скромностью декоративного оформления, что вполне соответствовало проводимой в то время кампании по борьбе с архитектурными «излишествами». Дальнейшая судьба ВДНХТенденция, начало которой было положено в конце 50-х, получила свое развитие в 60-х и 70-х годах. ВДНХ продолжали реконструировать, павильоны выставки перестраивались, а их число постоянно росло за счет появления новых отраслевых сооружений. В 1967 году к юбилею Октябрьской революции был создан павильон «Товары народного потребления», призванный обратить внимание посетителей на поворот советской промышленности к производству товаров группы Б. Любопытным также является другой павильон, появившийся на территории выставки в том году: в ВДНХ после проведения Всемирной торгово-промышленной выставки в Монреале был перевезен советский павильон, поразивший посетителей уникальностью своей конструкции: огромное сооружение из стекла имело всего две стальные опоры и казалось неимоверно легким для своего размера. Значение ВДНХРазличные реконструкции и реорганизации сопровождали выставочный комплекс на протяжении всей его истории его, однако главная цель его существования — пропаганда новейших научно-технических достижений СССР — оставалась неизменной. Здесь демонстрировались новейшие изобретения и технологии, сюда приезжали выставки из других стран социалистического блока, на которых также нередко присутствовали их главы. В 1971 году за многочисленные заслуги перед советским государством Указом Председателя Президиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорного выставка была награждена орденом Красного Знамени. Однако значение этого комплекса вышло далеко за пределы идеологической пропаганды. Выставка быстро обрела популярность: уже в 60-е годы здесь принимали более 8 миллионов москвичей и гостей города в год, а в выставках ежегодно участвовали порядка 200-300 тысяч человек. Благодаря уникальным экспозициям и мероприятиям, а также в силу невероятного очарования величественных сталинских павильонов и других зрелищных сооружений территория ВДНХ стала любимым местом для прогулок горожан и одним из самых ярких символов столицы. Занимательные фактыОдним из наиболее значимых архитектурных достижений выставки считается фонтан «Дружба народов». По идее, золотые женские фигуры должны были олицетворять республики, входившие на тот момент в состав СССР, однако статуй было всего 16, в то время, как республик – 15. В то время в состав также входила Карело-Финская республика, которой и была посвящена 16-ая женская фигура. Вокруг итогового проекта выставки ходит огромное количество мистифицирующих теорий. Главная из них заявляет, что вся площадь была спроектирована в форме православного креста. Кроме того, в самом его центре павильоны должны были формировать солнечную систему, в центре которой стоял бы памятник Ленину. Книги
| |
|
Всего комментариев: 0 | |