МЕНЮ
- Читаем детям книги
- Краеведческий калейдоскоп
Счетчик культура
10:10 В сказочной стране Туве Янсон | |
Сказочные существа муми-тролли живут в сказочной стране, путешествуют, но всегда возвращаются домой. Муми-тролль и его друзья принесли всемирную славу своей создательнице Туве Янссон. Детство Туве Янссон родилась в Хельсинки 9 августа 1914 года. В семье художницы Сигне Хаммарштен и известного скульптора Виктора Янссон Туве была старшим ребенком. Два ее младших брата появились на свет с перерывом в 6 лет – в 1920 и 1926 годах. Лето дети проводили у бабушки в Швеции, недалеко от Стокгольма. Писательница вспоминала, что море находилось рядом с домом, и если во время игр дети внезапно затихали, то до них доносился шум прибоя. Учиться девочка не любила, и школьные годы стали нелегким временем для будущей писательницы. Больше всего она не любила математику, мать даже выхлопотала для нее освобождение от этого предмета. Уроки рисования, которые заключались в перерисовывании в альбом предметов и животных, тоже не приносили особого удовольствия. Школу она оставила в пятнадцатилетнем возрасте и поехала получать художественное образование в другую страну. Туве Янссон и ее семья Семейство Янссон жило скромно. В семье постоянно ощущалась нехватка денег. Доход скульптора зависел от многих причин. Виктор Янссон, конечно, мечтал о славе, но известным скульптором он не стал. После войны 1914 года его доходы, как и многих других, обеспечивались созданием памятников, монументов и скульптур в честь героев. Время от времени семейству приходилось обращаться за помощью к состоятельным родственникам матери. Сигне говорила детям, что душа их отца, прошедшего через гражданскую войну, сломлена и неизлечима. Виктор все больше становился суровым и замкнутым и отдалялся от семьи. Но Туве восхищалась отцом, и прислушивалась к его советам во всем, что касалось творчества. Финская писательница Туве Янссон очень много пишет в своих воспоминаниях о матери, а вот об отце она говорит скупо. Действительно, временами их отношения были прекрасными, а иногда довольно натянутыми. Вероятно, это связано с тем, что их политические взгляды расходились. Отец считал коммунизм угрозой, одобрял действия Германии и Гитлера, откровенно ненавидел евреев. Его антисемитизм глубоко ранил дочь, и она часто жаловалась на политические воззрения отца, от которых, со слов писательницы, «волосы вставали дыбом». Отцу же тяжело было мириться с ее привязанностями и окружением, которое придерживалось левых взглядов. Открытая связь Туве с А. Виртаненом вызвала немало пересудов в обществе, а с отцом в это время отношения накалились до предела. Самый близкий человек Мать была для девочки центром вселенной. Отец частенько собирал в доме шумные компании друзей-художников и жил ночной жизнью. Мать же постоянно была с дочерью. Семья жила фактически на доходы Сигне, которая работала художником в типографии и сотрудничала с несколькими издательствами. Ей приходилось много времени проводить в мастерской. Девочка начала рисовать, сидя на коленях матери. Уже в детстве она поняла, как рождается рисунок, и уже в подростковом возрасте Туве стала профессиональным иллюстратором. В четырнадцать лет был напечатан ее первый рисунок, а спустя год она была уже достаточно известна как иллюстратор и сотрудничала с несколькими изданиями. Братья Туве С братьями у Янссон были прекрасные отношения. Шесть лет она была в семье единственным ребенком, и их появление изменило ее жизнь. На правах старшей сестры она всегда о них заботилась. Братья, а потом и их жены, были неотъемлемой частью ее жизни. Все трое были талантливы: оба брата, как и сестра, прекрасно писали. Брат Ларс, как и сестра, прекрасно рисовал. Именно он переводил комиксы Туве на английский и помогал с иллюстрациями, а потом иллюстрировал самостоятельно. Второй брат, Пер Улоф, был блестящим фотографом. Он снимал работы сестры и был автором ее лучших фотографий. Поскольку Туве не любила позировать, ее сложно было уговорить сфотографироваться. Поэтому по ее просьбе снимки для различных проектов делал Пер Улоф. Годы учебы С разрешения родителей Туве в пятнадцатилетнем возрасте оставила школу и поехала в Швецию. В Стокгольме она поступила в Политехническую школу на специальность «Иллюстрация книг и рисунков». На первом году обучения они знакомились с видами изобразительного искусства. На втором – осваивали профессиональные секреты. Туве, хотя и считала учебный процесс скучным, упорно выполняла все задания. По многим предметам она получила высокие оценки, к тому же преподаватель посоветовал ей поступать в Академию искусств. Но после окончания курса Янссон не пожелала оставаться в Швеции и вернулась в Финляндию, где и продолжила образование в художественной школе при Обществе искусств. У себя на родине как иллюстратор Туве Янссон была известна еще со школы. И вернувшись из-за границы, она продолжила работу иллюстратором и карикатуристом в различных изданиях. С 1933 по 1935 год Туве одновременно училась в классе живописи. В эти годы она написала такие картины, как «Мистический пейзаж», «Сказка», «Чужой город». Живопись Впервые за пределы Скандинавии писательница выехала в 1934 году, поехав к сестре матери в Германию. Тогда она приняла решение отправиться в путешествие по Европе. В 1938 году она отправилась в Париж, где брала уроки живописи в нескольких школах, в том числе в Эколь де Бозар и Ателье Доли. После Парижа она поехала в Бретань, где написала свою известную картину «Голубой гиацинт». В апреле 1939 года Туве выехала в Италию. Над Европой уже нависла угроза войны, но Туве успела побывать в Риме, Венеции, Флоренции, на Сицилии и Капри. Перед войной Янссон принимала участие в бесчисленных выставках. У молодой художницы Общество искусств приобрело одну из ее картин и обеспечило ей стипендию. Туве получила признание как художница. Первая персональная выставка состоялась в самый разгар войны, в 1943 году, в Салоне искусств. В экспозицию вошло около пятидесяти картин. Выставка молодой художницы широко освещалась в прессе. Вторая выставка прошла лишь через восемь лет – в 1955 году. Свои коррективы внесла и война, и изменения в личной жизни. Туве Янссон все эти годы создавала муми-страну. Янссон надеялась, что комиксы, над которыми она работала последние годы, помогут вернуть желание к живописи. Но, как писала писательница в своем дневнике, этого не произошло. Среди работ Туве как художницы более всего известны фрески в здании хельсинской мэрии, настенные росписи в мэрии Хамина и в школе города Карья, роспись церковного алтаря в Теува. Муми-мир Всемирная известность пришла к писательнице благодаря книжной серии о муми-троллях. Иллюстрации к книгам выполняла сама Туве. В 50-е годы они били все рекорды по популярности и расходись многомиллионными тиражами. Успех «Шляпы волшебника» привлек внимание издательства Associated Press, и Янссон предложили контракт. В сентябре 1954 года в лондонской газете Evening News появился первый комикс. Впоследствии он публиковался уже в 58 изданиях. В 1957 году агентство заказало писательнице комикс для взрослых. Так появились «Муми-тролли на Диком Западе». Первоначально Туве рисовала комиксы сама, но вскоре ей это наскучило, и она передала эту работу брату Ларсу. Удивительно, но сама Янссон не относилась серьезно к писательской деятельности и говорила, что прежде всего она – художник. Однако ее картины привлекали меньше внимания, чем занимательные истории Туве Янссон о муми-троллях. Особенности письма Несмотря на то что тролли были позаимствованы из шведских сказок, их образ был существенно изменен. Они хоть и ворчливы, но добродушны. В более поздних произведениях они взрослеют и понимают, что мир жестокий и равнодушный. Тем не менее писательница не стремится показать, что мир – это сплошные мучения. Последняя книга Туве Янссон заканчивается тем, что Муми-тролль возвращается домой. Образ дома, в котором тебя ждут близкие, еда и теплая постель, лежит в основе художественного мира финской писательницы. Дом – это остров безопасности и любви, мысль о котором позволит преодолеть любые препятствия. В книге «Комета прилетает» Муми-мама дожидается Муми-тролля с вкусным обедом . Вторым важным мотивом в творчестве писательницы является свобода. Поскольку в своих выражениях свободна и сама природа, то каждый имеет право на самовыражение. Ограничить свободу может только сам герой, в соответствии со своим представлением о долге, но не имеет правда навязывать это другим. В сказке Туве Янссон «Опасное лето» Снусмумрик отказывается добровольно от своих планов, когда необходимо позаботиться о детенышах-сиротах. И, конечно, писательница не могла не коснуться темы одиночества. В «Волшебной сказке» одиноки Муми-тролль и Снусмумрик. Воплощением этого одиночества стала непонятная и ледяная Морра. Муми-тролль переживает вначале внутренние конфликты, но затем, в книге «Папа и море», персонаж взрослеет и учится быть один. Муми-серия Первая книга этой серии, «Маленькие тролли и большое наводнение», была опубликована в 1938 году. В 1946 и 1949 годах вышли «Погоня за кометой» и «Шляпа волшебника». Через год увидели свет «Мемуары Папы Муми-тролля». В 1954 году вышла в печать книга «Опасное лето». Через три года была опубликована «Волшебная зима». В 1965 и 1970 годах появились «Папа и море» и «В конце ноября». В эту серию вошли также книжки-картинки: «Кто утешит малютку?», «Что дальше?», «Жуткое путешествие», «Мошенник в доме муми-троллей», сборники комиксов «Муми-тролли», изданные в 1977 и 1981 годах, и сборник новелл «Дитя-невидимка». Другие книги Туве Янссон 1967 – автобиографическая повесть «Дочь скульптора». 1974 – роман «Город солнца». Повести: «Летняя книга», «Честный обман», «Каменное поле», «Записки с острова». Сборники рассказов: «Путешествие налегке», «Умеющая слушать», «Честная игра», «Игрушечный дом», «Послания», «Письма Клары», «Серый шелк». Личная жизнь Нельзя не упомянуть здесь о встрече Самуила Беспрозванного и Туве Янссон. В биографии писательницы этот человек сыграл не последнюю роль. С ним Туве встретилась в 1935 году на выставке в Хельсинки. Беспрозванный очень сильно повлиял на Янссон в художественном отношении и стал ее кумиром. Его опыт и авторитет художника были безусловны. Отец Янссон, знакомый с Самуилом, предложил ему заниматься с его дочерью живописью. Беспрозванный стал для Туве не только учителем, но и самой большой любовью. Но любовь двух творческих людей редко бывает беззаботной. Не стали исключением и они. Туве и Самуил расстались, но до конца жизни оставались хорошими друзьями. Туве не была готова к созданию семьи, но встреча с Атосом Виртаненом заставила пересмотреть ее свои жизненные принципы. В биографии Туве Янссон имя этого человека упоминается вскользь. На самом же деле он долгие годы был рядом с ней. В феврале 1943 года писательница рассказывала в письме к подруге, что побывала на вечеринке у Атоса. Тогда она еще и не подозревала, какую роль этот человек сыграет в ее судьбе. Атос был видным журналистом своего времени. Годы, проведенные с ним, заставили Янссон перенаправить свой интерес на литературу. Именно Атос вдохновил ее на создание сказочных существ – муми-троллей. Туве Янссон и Атос не скрывали своих отношений. Их незарегистрированный брак вызывал в обществе пересуды, но Атос не хотел связывать себя узами. Туве же, напротив, хотела и семью, и детей. Но перед Рождеством 1946 года все изменилось. Волшебная зима Туве написала в письме своей лучшей подруге Еве, что она безумно влюблена в женщину. Объектом ее любви стала Вивика Бандлер. Она была замужем, но в тот момент, когда между ней и Янссон завязались романтические отношения, муж был за границей. Туве тщательно скрывала от Атоса эти отношения, как и Вивика от своего мужа. Неизвестно, по какой причине это случилось, но между Янссон и Вивикой в 1948 году произошел разлад. Туве тяжело переносила этот разрыв. В отчаянье она сама предложила Атосу узаконить ее с ним отношения. Свадьба была назначена на весну 1948 года, но так и не состоялась. Тем не менее Атос еще несколько лет был рядом с Туве Янссон. В биографии писательницы некоторые источники указывают, что после несостоявшейся свадьбы Туве поддерживала близкие отношения только с женщинами. На самом деле ее сердце, как она писала, разрывалось между любовью к Атосу и нежными чувствами к Вивике. В 1951 году Янссон отправилась в путешествие вместе с Вивикой, и Атос, испугавшись, что окончательно потеряет Туве, отправил ей письмо, в котором просил поскорее вернуться. До 1956 года он не оставлял попыток связать свою жизнь с ней, но Янссон отказалась от этих отношений в пользу однополой любви. В том же, 1951 году, в одном из ночных клубов Парижа, куда отправились Вивика и Туве, была и художница Тууликки Пиетиля, с которой они были шапочно знакомы со времен обучения в Атенеуме. Зимой 1955 года они снова встретились на одной из вечеринок, где и началась история любви, длившаяся почти пятьдесят лет, до последних дней Янссон. Книга «Волшебная зима» была издана спустя год их совместной жизни. Туве говорила, что эта книга – полностью заслуга Тууликки, потому что именно она научила ее понимать зиму. Умерла писательница в июне 2001 года, в возрасте 86 лет. | |
|
Всего комментариев: 0 | |