Наверх
Приветствую Вас, Гость
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении
Главная » 2022 » Декабрь » 22 » Успенский Э.Н. - 85 лет со дня рождения
09:39
Успенский Э.Н. - 85 лет со дня рождения

Советский и российский литератор, сценарист, драматург, радиоведущий, автор детских книг. Создатель Гены и Чебурашки, кота Матроскина и пса Шарикова, детективов-колобков и других ярких персонажей.

Эдуард Успенский – человек, подаривший жизнь нашим любимым мультяшным героям – Чебурашке, коту Матроскину и дяде Федору. Его сочинения, переведенные на десятки языков, радовали миллионы благодарных читателей по всему миру. Сам автор считал свои книги проповедями, с помощью которых он разговаривал со своими верными поклонниками.

 

РАННИЕ ГОДЫ

Писатель родился 22 декабря 1937 года в подмосковном Егорьевске. Его отец работал в партийном аппарате, заведовал запасами зерна и занимался строительством землехранилищ. Мать трудилась на ткацкой фабрике в должности инженера-машиностроителя.

Через год после рождения сына семья перебралась в Москву, где им выделили квартиру. О своей ранней биографии Эдуард напишет такие слова:

 

«ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ Я ПОМНЮ ПЛОХО. У ОТЦА БЫЛА ДАЧА, КОТОРУЮ ОН ПОЛУЧИЛ ОТ ПАРТИИ, ГДЕ МНОГО ЛЕТ РАБОТАЛ. С ТОЙ ПОРЫ В МОЕЙ ПАМЯТИ ОСТАЛСЯ ЛИШЬ ТРЕХКОЛЕСНЫЙ ВЕЛОСИПЕД И КОЕ-ЧТО ИЗ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДЫ. ВОТ И ВСЁ».

 

В начале Великой Отечественной войны глава семейства ушел на фронт, а мать с детьми была эвакуирована на Урал, в город Шадринск. Здесь Успенские прожили до 1943-го.

Незадолго до окончания войны Успенский-старший заразился туберкулезом и в 1947 году его не стало. Семья лишилась всех партийных льгот и выплат, на которые безбедно существовала все это время. Мать осталась одна с тремя сыновьями и была вынуждена добывать средства на существование. Спустя несколько недель она решила отправить Эдуарда в интернат для детей, чье здоровье подорвала война. Об этом учреждении писатель вспоминал с теплотой:

 

«ПОМНЮ, ЧТО ЭТО БЫЛ ОТЛИЧНЫЙ ИНТЕРНАТ, РАСПОЛОЖЕННЫЙ В БЫВШЕМ ДОМЕ ПОМЕЩИКОВ. ПО ОКРУГЕ БЕГАЛИ ПОТОМКИ ПОРОДИСТЫХ ГОНЧИХ ПСОВ. МЫ С ДРУЗЬЯМИ ЛЮБИЛИ ИХ ПОДКАРМЛИВАТЬ, ЧТО СДЕЛАЛО СОБАЧЕК РУЧНЫМИ».

 

Вскоре родительница вышла замуж повторно. Ее супругом стал сотрудник финансового отдела НКВД, воспитывавший сына от первого брака. Мальчик был ровесником Эдуарда, они учились в одном классе. Между собой ребята часто ссорились, нередко дело доходило до драк. Позже Успенский признавался, что его сводный брат был отличным парнем, и ссоры с ним были совершенно ни к чему.

Эдуард Успенский в молодости

Эдик имел репутацию хулигана. Он любил прогуливать занятия, задирать одноклассников и устраивать разные шалости. Интерес к знаниям у юноши возник лишь в седьмом классе, когда он попал в больницу с переломом ноги. Пребывание в лечебном учреждение предстояло долгое, и, чтобы не оказаться в числе второгодников, Успенский попросил мать принести ему все школьные книги.

В старших классах Эдуард устраивался на летнее время пионервожатым к младшим ребятам. Именно для низ будущий писатель и сценарист написал свои первые произведения. О дружбе с подопечными молодой человек отзывался тепло:«Я мог проводить с ними дни напролет: вместе мы катались на лыжах и посещали спектакли. Эта возня с ребятишками и сделала меня детским автором».

 

НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ

Получив школьный аттестат в 1955 году, юноша решил освоить инженерную специальность, подав документы в Московский авиационный институт. Накануне вступительных экзаменов родители Успенского отправились в длительный отпуск на море, откуда ежемесячно отсылали сыну деньги. О том, как расходовалось это довольствие, молодой человек писал:

 

«Я СРАЗУ ЖЕ ОТПРАВИЛСЯ В ЗООМАГАЗИН И КУПИЛ БЕЛЬЧОНКА С КЛЕТКОЙ, ПОЗЖЕ ПРИОБРЕЛ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО «НУЖНЫХ» ВЕЩЕЙ. ДЕНЬГИ БЫСТРО ЗАКОНЧИЛИСЬ. НО МЕНЯ ВЫРУЧИЛ МОЙ ПРИЯТЕЛЬ ЮРИЙ МИЦЕЛЬСКИЙ, КОТОРЫЙ УГОВОРИЛ МЕНЯ СДАТЬ ЭКЗАМЕНЫ В ИНСТИТУТ ЗА НЕГО. ЗА ПЯТЕРКУ ОН ДАСТ 5 РУБЛЕЙ, ЗА ЧЕТВЕРКУ, СООТВЕТСТВЕННО, 4. ТАК И ВЫШЛО, ЮРА ПОСТУПИЛ».

 

К счастью, Успенский и свои экзамены сдал успешно. Он был зачислен в МАИ, где несколько лет осваивал профессию инженера авиационного приборостроения.

Обучаясь в вузе, студент обрел друга в лице Феликса Канделя, руководившего студенческим театром «Телевизор». Ребята стали честно общаться и вместе сочинять сценарии для различных мероприятий. Вскоре о талантливых сочинителях узнали на профессиональной эстраде, у парней появились заказы на юмористические зарисовки и программы. Произведения друзей вошли в репертуар таких знаменитостей того времени, как Александр Левенбук и Александр Лившиц.

Эдуард Успенский в творческом процессе

Диплом о высшем образовании Эдуард получил в 1961 году. после этого начинающий специалист устроился на военное приборостроительное предприятие, производившее блоки наведения для отечественной ракетной техники. Занимаясь серьезным трудом во благо Родины, Успенский не прекратил свои занятия с Феликсом. Приятели продолжали сочинять фельетоны и другие произведения для артистов эстрады.

Спустя три года Эдуард решил покинуть завод, несмотря на уговоры начальства и обещания увеличить зарплату.

 

РОЖДЕНИЕ ЧЕБУРАШКИ

В середине 60-х на полках магазинов появился журнал «Детская литература», где публиковались статьи о детских писателях и отзывы на их творчество. В том же году издание опубликовало рецензию на произведения молодого автора Эдуарда Успенского.

Журнал быстро стал авторитетным, и мнение его сотрудников учитывали крупнейшие книжные издательства страны. Спустя год был опубликован первый сборник автора под названием «Смешной слоненок», а вскоре на книжных полках появилась детская книга с произведениями Григория Горина, Феликса Канделя, Аркадия Арканова и Эдуарда Успенского. Антология талантливых авторов получила название «Четверо под одной обложкой».

В 1966-м была издана книга «Крокодил Гена и его друзья», талантливо проиллюстрированная художником Валерием Алфеевским. Этот шедевр был принят читателями далеко не сразу. Из воспоминаний Эдуарда Николаевича:

 

«БОРИС ЗАХОДЕР СКАЗАЛ ТАКИЕ СЛОВА: «НУ ЧТО ТУТ СКАЖЕШЬ. ЭДИК, ВЫ СОЗДАЛИ ЭТАКУЮ ЛЁГКУЮ СКАЗОЧКУ. ОСОБОЙ СЛАВЫ ОНА ВАМ НЕ ПРИНЕСЕТ, НУ РАЗ НАПИСАНО, ТАК НАПИСАНО». МНЕНИЕ ЗАХОДЕРА МНЕ ВСЕГДА БЫЛО ВАЖНО, НО В ДУШЕ Я БЫЛ НЕ СОГЛАСЕН С ТЕМ, ЧТО ОН НАЗВАЛ МОЕ ТВОРЕНИЕ «ЛЕГКОЙ СКАЗОЧКОЙ»».

 

Это произведение критики оценивали со всей строгостью, как если бы это была книга для взрослых. У чиновников не вызвал восторга ни «Дом дружбы», который строили герои, ни сам Чебурашка. Маленькое существо, прибывшее в коробке с апельсинами, окрестили «бездарным космополитом». Несмотря ни на что, сочинение очень полюбили юные читатели.

 

«МЕНЯ КРИТИКОВАЛИ ЗА СТИХИ, СЕЙЧАС ЭТО ВООБРАЗИТЬ СЕБЕ НЕВОЗМОЖНО. СОВРЕМЕННЫЕ ЛЮДИ ВРЯД ЛИ ПОЙМУТ, КАК МОЖНО ЗАПРЕЩАТЬ ЧЕБУРАШКУ, И КАК МОЖНО БЫЛО НАШ «ДОМ ДРУЖБЫ» НАЗВАТЬ «ДВОРЦОМ СВОДНИЧЕСТВА»».

 

В конце 60-х сын советского журналиста Алексея Аджубея принес ему книгу про Чебурашку и сказал, что из нее мог бы получиться отличный мультфильм. В этот момент в доме семьи гостил режиссер-постановщик Роман Качанов, который заинтересовался идеей мальчика. Коллеги как раз обсуждали создание нового детского кинофильма, и история добрых друзей показалась им невероятно удачной. Вскоре началась работа над экранизацией произведения. Над сценарием к мультфильму и адаптацией сюжета помогал работать сам автор книги.

В 1969 году «Крокодил Гена» наконец появился на экранах. С этого момента начался славный путь произведения, которое могло оказаться забытым. Главные персонажи мультфильма разговаривали голосами Василия Ливанова, Владимира Раутбарта и Клары Румяновой, что добавило проекту огромной популярности.

Мультфильм имел существенные отличия от самого произведения. У Эдуарда Николаевича главным персонажем был добрый крокодил Гена, чью биографию автор изложил максимально подробно. В книге Геннадий был бывшим десантником, который после увольнения в запас трудился на кондитерской фабрике, затем в милиции, откуда его пригласили в зоопарк. Был у героя и приятель – крокодил Валера, не попавший в мультипликационную версию. Роль ключевого персонажа досталась диковинному зверьку Чебурашке.

Историю появления странного имени пушистого создания Успенский поведал в одном из интервью. Будучи в гостях у Канделя, писатель наблюдал за маленькой племянницей хозяина, которая примеряла купленную на вырост шубку и постоянно спотыкалась о ее полы. После очередное падения девочка воскликнула: «Опять чебурахнулась!», что вызвало у Эдуарда Николаевича неописуемый восторг. Так родилась идея дать герою необычное и очень звучное имя.

Надо сказать, что ушастым и большеглазым Чебурашка стал только с выходом мультфильма. В книге автор описывал своего персонажа так:

 

«ГЛАЗА У НЕГО БЫЛИ БОЛЬШИЕ И ЖЕЛТЫЕ, КАК У ФИЛИНА, ГОЛОВА КРУГЛАЯ, ЗАЯЧЬЯ, А ХВОСТ КОРОТЕНЬКИЙ И ПУШИСТЫЙ, ТАКОЙ, КАКОЙ БЫВАЕТ ОБЫЧНО У МАЛЕНЬКИХ МЕДВЕЖАТ».

 

Об ушах зверька в сказке не было даже упоминания. Они появились благодаря художнику Леониду Шварцману, который несколько месяцев не мог определиться с окончательным эскизом. Уши то появлялись, то исчезали, то поднимались на макушку, то сползали вниз и увеличивались в размерах.

Отрицательная героиня по прозвищу Шапокляк получила свое имя благодаря складному цилиндру, в котором ее можно видеть на протяжении всего мультика. Образ вредной старушки придумал Шварцман, изобразивший ее в строгом платье с кружевами, остроносых туфлях и знаменитом цилиндре. Еще одно существенное отличие мультфильма от книги: в первом случае Шапокляк становится положительным персонажем и начинает помогать Гене и друзьям, а во втором так и остается злой старушенцией, которую в итоге уносят воздушные шарики.

Мультипликационная история про доброго крокодила и его приятелей вызвала массу положительных откликов от зрителей. После такого успеха режиссер Роман Качанов решил продолжить проект, сняв продолжение с названием «Чебурашка». В новом проекте поклонники вновь встретились в Геной, Чебурашкой и их верными друзьями.

 

ЗНАМЕНИТЫЕ ПЕРСОНАЖИ УСПЕНСКОГО

В 1972-м вышла первая образовательная передача Успенского, получившая название «Радионяня». Программу транслировало Всесоюзное радио, где ведущие учили детей правилам родного языка, законам физики и химии, а также основам этикета. В то время редактором проекта была Елена Лебедева, которая позже вспоминала:

«Позвали всех, кто в то время успешно писал для малышей. Сидели, размышляли, а задача едина: как найти дорожку к сердцам детей, наших слушателей? Но у нашей «Радионяни» заботы должны быть особенные: развлекать, шутить, даже озорничать, но между тем и уму-разуму поучать».

Авторству Успенского принадлежит песня-заставка, звучавшая в начале программы. До закрытия «Радионяни» Эдуард Николаевич был ее бессменным автором.

Успенский и его персонажи

В 1979 году писатель представил новую книгу – «Вниз по волшебной реке». В ней автор соединил русские народные сказки и предания с историями из современной жизни. В центре сюжета – мальчик по имени Митя, который приехал на каникулы в деревню, где нашел друзей в лице Василисы Прекрасной, царя Макара и дядюшки Домового.

Пятью годами ранее была издана повесть «Дядя Федор, пес и кот», повествующая о самостоятельной деревенской жизни городского мальчика и его пушистых приятелей. Жизнь друзей в деревне Простоквашино оказалась непростой, но герои легко справлялись со всеми проблемами благодаря собственной изобретательности и смекалке.

Задумка этого произведения появилась у автора еще в школьные годы, когда он работал пионервожатым у младших ребят. Интересно, что изначально дядя Федор был самым настоящим взрослым дядей, работавшим в лесничестве. По совету Бориса Заходера писатель «превратил» его в самостоятельного рассудительного мальчика. Кот Матроскин имел своего прототипа в лице редактора журнала «Фитиль» Анатолия Тараскина. Из записей Успенского:

 

«Я ЕМУ ПОЗВОНИЛ И СКАЗАЛ: «ТОЛЯ, Я СОЗДАЮ КОТА! ОН ОЧЕНЬ УМНЫЙ, ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ, И РАБОТЯЩИЙ — В ОБЩЕМ, ПИШУ ЕГО С ТЕБЯ. ХОЧУ НАЗВАТЬ ЕГО ТАРАСКИНЫМ, КАК ДУМАЕШЬ?».

 

ОН ОТВЕЧАЕТ: «ДА ТЫ С УМА СОШЕЛ! ТЫ ХОЧЕШЬ МЕНЯ НА ВСЮ СТОЛИЦУ ПРОСЛАВИТЬ?» ПРИШЛОСЬ ПОМЕНЯТЬ ФАМИЛИЮ НА МАТРОСКИНА. А ПОЗЖЕ АНАТОЛИЙ МНЕ ПРИЗНАЛСЯ: «КАК ЖЕ Я БЫЛ НЕПРАВ, ФАМИЛИЮ НАДО БЫЛО УСТУПИТЬ».

 

В 1975-м повесть была экранизирована режиссерами Лидией Суриковой и Юрием Клепацким. Мультфильм о закадычных друзьях получил название «Дядя Федор, пес и кот». Спустя несколько лет было снято еще три выпуска: «Трое из Простоквашино», «Зима в Простоквашино» и «Каникулы в Простоквашино». Автором сценария выступил сам Эдуард Николаевич, а вот некоторые фразы из мультика появились благодаря режиссеру Владимиру Попову. Самое известное выражение кота Матроскина «Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь!» стало впоследствии крылатым. В озвучивании главных персонажей приняли известные советские актеры Олег Табаков, Мария Виноградова и Лев Дуров.

Эдуард Николаевич был востребованным сценаристом телепередач. В семидесятых он создавал сюжеты для любимой миллионами образовательной передачи «АБВГДейка», где в роли учеников выступали клоуны. Самые популярные стихи из проекта автор опубликовал в своем сборнике «Школа клоунов».

В 1970-х писатель занимал должность художественного руководителя творческого объединения «Экран». В задачи Успенского входил поиск молодых талантливых аниматоров, поэтому ему часто приходилось ездить по городам Советского Союза. В 80-м сценарист побывал в Киеве, где встретил талантливых режиссеров Игоря Ковалева и Александра Татарского. Позже Эдуард Николаевич переманил обоих на работу в столицу.

Уже через год Татарский представил мультипликационную ленту «Пластилиновая ворона», в основу которой легло произведение Успенского. Интересно, что стихи «А может, а может…» автор сочинил буквально за несколько минут во время поездки в электричке. Это был первый в Союзе мультипликационный проект, где была применена пластилиновая анимация. В качестве материала использовали обычный детский пластилин, из которого создавали объемные фигуры. В процессе съемок было израсходовано более 800 килограмм пластичной массы.

Композитором «Пластилиновой вороны» выступил Геннадий Гладков, а его песню исполнили Лев Шумелев и Александр Левенбук, ведущие программы «Радионяня». Композиция получилась на целых две минуты длиннее, чем требовалось, поэтому авторам пришлось ее ускорить. Так появилось неповторимое мультяшное звучание одного из самых известных советских мультиков.

Сотрудничество с Александром Татарским принесло сценаристу множество успешных проектов. В 1987-м на экраны вышла экранизация повести Успенского «Колобок идет по следу», где главными героями были два детектива, с легкостью распутывавшие самые сложные преступления. Мультфильм стал популярным не только в СССР, но и во многих странах Европы. На фестивале анимационного кино в Варне он занял почетное призовое место.

Произведения детского автора легли в основу не только мультипликационных, но и художественных фильмов. Самыми известными картинами стали «Там, на неведомых дорожках» и «Год ребенка», вышедшие на экраны в 1982-м и 1991 годах.

 

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Детский писатель был женат трижды. Римма, первая избранница Успенского, стала прототипом его старушки Шапокляк из знаменитого мультика. В семье родилась дочь Татьяна, подарившая драматургу внуков Екатерину и Эдуарда.

От второго брака с Еленой у Эдуарда Николаевича детей не родилось, и после развода с ней он забрал к себе дочь от первой жены.

Эдуард Успенский с семьей

Третьей супругой сценариста стала Элеонора Филина, известная советскому зрителю по программе «В нашу гавань заходили корабли». После расставания с телеведущей Успенский воссоединился со второй женой Еленой.

 

СМЕРТЬ

В 2001-м стало известно, что знаменитый писатель борется с раком желудка. Болезнь отступила, и на протяжении пяти лет писатель на здоровье не жаловался. К сожалению, вскоре коварный рак проявил себя снова. После ряда обследований литератору поставили диагноз «рак простаты», после чего его состояние начало ухудшаться. Автор детских книг оказался прикованным к инвалидному креслу, а лечение в лучших европейских клиниках результата не приносило.

Эдуарда Николаевича не стало 14 августа 2018 года. Он умер в своем подмосковном доме, расположенном в Троицком районе столицы. Прощание с Успенским проходило в зале Центрального дома литераторов, после чего он был с почестями похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.

 

Просмотров: 241 | Добавил: GBIC | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]