МЕНЮ
- Читаем детям книги
- Краеведческий калейдоскоп
Счетчик культура
09:49 Розов В.С. -110 лет со дня рождения | |
Советский и российский драматург, чье творческое наследие заключается в пьесах и сценариях. Он автор драматического произведения «Вечно живые», по которому создан сценарий фильма «Летят журавли». В 1966 году был награжден Госпремией СССР за пьесу «Обыкновенная история», созданную по роману Ивана Гончарова для театра «Современник». Виктор Розов состоял в Российской академии словесности и Союзе писателей, а также был президентом Российской академии театрального искусства. Детство и юность Драматург родился в Ярославле 21 августа 1913 года. Его отец работал бухгалтером. До 3 лет мальчик постоянно боролся со слабым иммунитетом и различными заболеваниями. Местные врачи не верили в то, что Витя выживет. Но ему повезло. Розов пережил тяготы Гражданской войны и царившую повсюду разруху. В 1918-м в Ярославле разгорелся мятеж, город был охвачен огнем, и, спасая семью, Розов-старший увез жену и Витю с братом Александром в Ветлугу. Здесь маленький Витя поступил в школу. Он успел отучиться 3 года, прежде чем семья вновь переехала и осела Костроме. На новом месте Виктор стал учеником общеобразовательной школы, где окончил 9 классов, а потом ушел работать на текстильную фабрику «Искра октября». Получение образования юноша продолжил в индустриальном техникуме. Уже на 1-м курсе он понял, что душа лежит к творчеству и связывать себя с техническим направлением не имеет смысла. Интерес к искусству привел Виктора в Костромской театр рабочей молодежи, а затем и в Театр юного зрителя, где он выходил на сцену в качестве актера. В этот период ему удалось сыграть роли Фигаро и Скапена. Прослужив в ТЮЗе с 1932 по 1934 годы, Розов решил ехать в Москву. Там он поступил в театральное училище при Театре революции, который сегодня носит название Театр им. В. Маяковского. Его наставницей стала актриса Мария Бабанова. Спустя 4 года студент получил диплом и вступил во второй состав театра, при котором учился. С наступлением войны Розов ушел на фронт и защищал родину в народном ополчении Красной Пресни. Тяжелое ранение, полученное во время боевых действий, стало угрозой для жизни театрального деятеля. Но он выжил и долгое время проходил реабилитацию в тылу. В течение года Розов находился в госпиталях Владимира и Казани. Там он собирал истории, рассказы и воспоминания новых знакомых, которые легли в копилку людских судеб. Виктор решил связать будущее с литературной деятельностью и хотел поделиться с миром своими идеями через творчество. Выздоровев, Розов поступил в Литературный институт им. М. Горького. Став студентом заочного отделения, он начал работу над первым произведением. Им оказалась пьеса «Семья Серебрийских», которая была окончена в 1943 году.
Творчество Дебютное сочинение автор предложил к постановке передвижному театру, но получил отказ. В течение 13 лет произведение не было востребовано. Впервые публика услышала о нем в 1956-м. Пьесу опубликовали под названием «Вечно живые». В конце войны Розов начал работать в Алма-Ате. Он стал приглашенным режиссером и актером Казахского театра, созданного Наталией Сац. Репертуар этой сцены был ориентирован на молодежь. Здесь в качестве постановщика Розов создал 2 спектакля: «Осада Лейдена» и «Снежная королева». Он также написал инсценировку «Обыкновенной истории» по роману Ивана Гончарова. В 1966-м Галина Волчек поставила спектакль по ней в театре «Современник». Он получил Государственную премию СССР. Творческая биография Розова-драматурга началась в 1949 году. Он написал пьесу под названием «Ее друзья», основываясь на газетном очерке. Сюжет строился вокруг судьбы молодой студентки, которая ослепла, но сумела завершить обучение в вузе благодаря подруге. Розов перенес действие из института в школу. Впервые произведение поставили в ЦДТ в 1949-м. Так драматург нашел сценическую площадку, где его пьесы оказались востребованными. Следующее сочинение «Страница жизни» оказалось дипломной работой Розова в качестве выпускника Литературного института. Спектакль по ней вышел на той же сцене в 1953-м. Произведения драматурга несли в себе поучительное зерно, которым отличалась литература того периода, но имели и индивидуальные авторские черты. Настоящим успехом стало появление комедии «В добрый час!», которую в 1954-м поставил Анатолий Эфроc в ЦДТ. История вчерашних школьников, готовящихся стать студентами, продемонстрировала нравственные испытания, с которыми столкнулась молодежь. Автор поднимал вопрос о становлении личности. Откровение и доверительная манера повествования не были характерными для драматургии 1950-1960-х годов, и Розов открылся публике с новой стороны. Пьесы Виктора Сергеевича подвергались разбору, ими интересовались театроведы, драматурги, режиссеры и критики. Нравственность, присущая его ранним сочинениям, просматривалась и в поздних работах – «Затейнике» и «Традиционном сборе», опубликованных в середине 1960-х годов. В них автор описывал драматическое несоответствие между человеком и его действиями, вызванное внутриличностным конфликтом героя. Виктор Розов (кадр из фильма-спектакля "Несколько капель") В 1956-м на сцене ЦДТ состоялась премьера спектакля «В поисках радости», поставленного Эфросом по пьесе Розова. Она стала первым произведением, в котором автор в открытую говорил о мещанстве и алчности, опустошающих человеческую душу. Сатиру и юмор, присутствующие в его сочинении, автор добавил принципиально, создав образы «розовских мальчиков», рвущихся из-под опеки родителей. На сцене героев воплотили Олег Табаков, Олег Ефремов и Геннадий Бортников, для которых драматургия Розова стала инструментом воспитания актерского существа. Аналогичную тематику имели произведения «Неравный бой», «В дороге», «Перед ужином», «Гнездо глухаря». Пьеса Виктора Розова «Вечно живые» спровоцировала вторую волну популярности автора. Она стала программной для театра «Современник», во главе которого стоял Олег Ефремов. Мысли драматурга оказались близки едва сформировавшемуся театру, а этическая подоплека его произведений, понятие долга и чести стали теми важными вехами, на которые ориентировалась молодежь. В 1956 году «Вечно живые» легли в основу сценария, который Розов написал для кинокартины «Летят журавли». Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» на фестивале в Каннах и признание международных критиков. Затем последовала драма «В день свадьбы», вышедшая в 1964 году и укрепившая контакт писателя с «Современником», выпустившим спектакли по нескольким пьесам. Завершило сотрудничество с этой сценой сочинение «С вечера до полудня», опубликованное в 1968-м. Виктор Розов обратился к производственной драме, популярной в 1970-е годы. Он создал пьесу «Ситуация», комедии «Четыре капли» и «Неравный бой». Назидательность автора не всегда оказывалась уместной, и, несмотря на то, что его произведения ставили зарекомендовавшие себя режиссеры, работы не увенчались успехом. Появление в 1978 году пьесы «Гнездо глухаря» совпало с цензурным запретом. Ее сценическая история оказалась непростой. Драма увидела свет в 1980-м, а главную роль в ней исполнил Анатолий Папанов. Анатолий Папанов в роли Степана Судакова (кадр из фильма-спектакля "Гнездо глухаря") Непростая судьба была и у пьесы «Кабанчик». Написанная в 1983 году, она вышла в печать только в 1987-м. Розов попрощался со светлыми образами юности и обратился к взрослому миру, где имеют место неравноправие и ложь. Первую постановку по произведению сделал Адольф Шапиро в театре им. Е Вахтангова. Далее были написаны пьесы «Дома» и «Скрытая пружина», книги «Путешествие в разные стороны» и «Удивление перед жизнью». В последнюю входил и рассказ «Дикая утка». В мемуарах и автобиографии драматург описывал личную жизнь, воспоминания и историю работы над пьесами, портреты знаменитых людей, с которыми ему довелось быть знакомым. Виктор Розов скончался 28 сентября 2004 года, оставив потомкам литературное наследие из пьес и фильмографию, кинокартины которой сняты по его сценариям. Могила Виктора Розова находится в Москве на Ваганьковском кладбище, а его фото сегодня можно увидеть в учебниках по истории русского театра.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |