МЕНЮ
- Читаем детям книги
- Краеведческий калейдоскоп
Счетчик культура
15:53 Рафаэль Санти −первый среди равных | |
В апреле исполняется 540 лет (1483 - 1520) со дня рождения Рафаэля (Раффаэлло Санти)−итальянского живописца, архитектора эпохи Высокого Возрождения. Художником созданы многочисленные образы Мадонн, в которых удивительным образом соединены религиозная идеальность и необыкновенная глубина человеческих чувств. Рафаэль Санти родился в 1483 году в Урбино в семье художника Джованни Санти. Его отец был живописцем и графиком, так что свое обучение будущий мастер начал именно в мастерской отца. Первые свои работы художник выполнил еще в мастерской отца. Самый яркий пример творчества юного художника Хоругвь с изображением Св. Троицы. Эта работа до сих пор находится в доме-музее в Урбино. Родители Рафаэля умерли, когда мальчику едва исполнилось 11 лет. После их смерти он отправился в Перудже обучаться в мастерской Пьетро Перуджино и провел у мастера около 4 лет. В этот период Рафаэль начал работать над образами своих классических Мадонн. Самая яркая его работа периода с 1501 по 1504 год – «Мадонна Конестабиле».
После окончания обучения художник отправился жить и работать во Флоренцию. Здесь он познакомился с такими выдающимися мастерами, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта. Он учился у этих выдающихся мастеров секретам портретной живописи и скульптуры. Флорентийский период – самый насыщенный в жизни Рафаэля. Он создал в это время свои признанные шедевры, такие как: “Дама с единорогом”, “Святое семейство”, “Св. Екатерина Александрийская”. Он не просто рисовал точные портреты людей, а придавал им свою эмоциональную окраску. Его картины можно назвать «разговором» с натурщиком. Также в этот период он очень много рисовал Мадонн. Рафаэлевская Мадонна – это прежде всего мать (вероятнее всего, на художника очень сильно повлиял ранний уход его собственной матери). Самые лучшие Мадонны этого периода: “Мадонна с гвоздикой”, “Мадонна Грандука”, “Прекрасная садовница”.
В 1508 году художник переехал в Рим и стал официальным живописцем папского двора. Он занимал эту должность и при папе Юлии II, и при папе Льве X. Именно для последнего Рафаэль расписывал Сикстинскую капеллу – величайший шедевр эпохи Возрождения. В 1514 году Рафаэль стал главным архитектором собора Св. Петра. Также он много занимался раскопками в Риме, работал на заказ для многочисленных церквей, писал портреты (правда, в основном, портреты друзей), выполнял особо значимые частные заказы. Римский период творчества – вершина карьеры художника. Он немного отошел от классических библейских сюжетов и обратился к Античности. Признанными мировыми шедеврами являются: “Афинская школа”, “Парнас”, “Сикстинская Мадонна”, “Мадонна Альба”, “Мадонна с рыбой”. «Сикстинская мадонна» — самый знаменитый шедевр Рафаэля. Огромное по размерам (256 x 196 см) полотно было создано Рафаэлем для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу папы Юлия II. Это гимн материнству, любви, состраданию и самопожертвованию.
При первом взгляде на картину сюжет кажется простым, но почему-то посетители подолгу задерживаются возле холста. В центре картины можно увидеть образ Мадонны, окруженный сиянием. Богоматерь изображена в простой одежде. Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. Гений Рафаэля словно заключил божественного младенца в магический круг, образуемый левой рукой Мадонны, ее ниспадающим покрывалом и правой рукой Иисуса. Взгляд ее, направленный сквозь зрителя, полон тревожного предвидения трагической судьбы сына. Мария уже знает, что должна расстаться с сыном и покорно принимает свою судьбу. Она несет малыша к людям и надеется, что они примут его и не причинят вреда. Младенец сидит на руках у матери, повернувшись лицом к зрителям. Он принял волю Отца своего и не ищет материнской защиты. Но на лице его читается скорбь. По краям расположились две коленопреклоненные фигуры. Справа находится Святая Варвара, взгляд которой обращен вниз, ведь на земле Спасителя ожидает распятие. Поза Святой Варвары, ее лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение. Слева находится Святой Сикст, который с обожанием смотрит на Богоматерь. Внизу на переднем плане −два ангела задумчиво смотрят на Марию. За спиной Богородицы едва прорисовываются херувимы, кажущие воздушными облачками. «Сикстинскую мадонну» называют воплощением идеала в христианском искусстве. До сих пор это изображение не имеет равных
Русские писатели говорили о картине следующее:
Огарёв: «Как он понял этого ребёнка, грустного и задумчивого, который предчувствует свою великую будущность». Белинский: «В её взоре есть что-то строгое, сдержанное, нет благодати и милости, но нет гордости, презрения, а в место этого какое-то не забывающее своего величия снисхождение». Достоевский видел в «Сикстинской мадонне» высшую меру человеческого благородства.
Великий ум немецкого писателя, философа Гете не только оценил Рафаэля, но и нашел меткое выражение для своей оценки: «Он творил всегда то, что другие только мечтали создать». Это верно, потому что Рафаэль воплотил в своих произведениях не только стремление к идеалу, но самый идеал, доступный смертному. Рафаэль умер в 1520 году предположительно от римской лихорадки, которую «подхватил» на раскопках. Похоронен в Пантеоне. Тест на знание великих художников и их картин | |
|
Всего комментариев: 0 | |