МЕНЮ
- Читаем детям книги
- Краеведческий калейдоскоп
Счетчик культура
10:51 Погодин Н.Ф. - писатель и драматург | |
Среди родившихся в станице Гундоровской и ставших известными в нашей стране людей, особое место занимает Николай Федорович Погодин. Писатель, драматург, общественный деятель. Настоящая его фамилия Стукалов, а Погодин - его литературный псевдоним. Будущий писатель и драматург появился на свет 16 ноября 1900 года. В метрической книгe Успенской церкви Донской епархии в графе «Имена родившихся» мальчика записали Николаем, а чуть ниже значилось: «незаконнорожденный». Эта жестокая приписка, по господствующим тогда казачьим жизненным представлениям означала, что новорожденный сразу же становился «байстрюком» и никаких прав по своему рождению не имел, а была у него только одна горькая доля - быть гонимым и презираемым. Вот почему не найти в творчестве Погодина каких-то тёплых слов о станице, в которой писатель родился. Как было написано в исследованиях биографии писателя: «Ханжество и неприязнь сытых мещан погнали мать будущего писателя, Евдокию Григорьевну, с тремя детьми по стране в поисках куска хлеба. Естественно, что уже в детстве Николай получил «серьёзный жизненный опыт» - батрачил на хуторе, в Ростове работал в качестве мальчика в мануфактурном магазине, торговал газетами, выбирал уголь из шлака на складах, трудился в слесарной мастерской, служил в конторе по распространению лент для пишущих машинок, был экспедитором в газете». В 1916 году, по воспоминаниям самого писателя, он попробовал свои силы в журналистике - написал фельетон «Куда смотрит городская управа?» о маленькой, но уже и тогда, грязной ростовской речушке Темерник, которая «распространяла антисанитарию» в бедняцких кварталах. Он послал фельетон в юмористический журнал «Сатирикон». В сопроводительном письме автор просил: «Не смейтесь надо мной, платить мне не надо». Ответ он прочитал лаконичный: «И смеяться не над чем, и платить не за что». Через год после этой «санитарной» истории грянула революция, и Николай Погодин пошёл добровольцем в Красную Армию. Часть, в которой он служил, была разбита в боях, самого Погодина свалили с ног сыпняк и воспаление легких, с катастрофическим осложнением на глаза, которое едва не стоило ему зрения. В январе 1920 года 1-я Конная армия вошла в Ростов. На второй день после ухода белых в городе стали издаваться «Известия Ростово-Нахичеванского-на-Дону военно-революционного комитета», и там сразу же начал работать Погодин. Затем он работал в известных газетах того времени - «Донская беднота», и «Трудовая жизнь», сотрудничал с редакцией газеты «Молот». Вот как он описывал свою беспокойную жизнь спецкора в декабре 1924 года: «Бегу! Дисциплина! Мне выдают в Донпродкоме карабин. «Стрелять умеешь?». И пачку папирос, в виде премии за активность. А через час, по глухим донским дорогам на автомобиле, ночью, мчимся куда-то далеко, на совсем одичавший, злобный казачий хутор… Хлеба здесь кулачьё закопало немало. He успели выехать за Дон, как нас обстреляли. - Карабины к бою! - командует энергичный комиссар. Ложусь в общую цепь. По бандитам залпом… Пли…. Кое-как добрались. Но вот беда, прокурор не прибыл. Процесс над кулаками срывается. - Слушай, Погодин,- говорит комиссар Вольмер, - ты будешь обвинителем. - Есть, быть обвинителем. Дисциплина! А с процесса - снова в Ростов. Жив! Цел! Только руки чуток приморозил, да со щёк кожа лезет. Прибегаю в редакцию, а там затянуться не дают. - Немедленно в набор. Садись, диктуй!» После ухода с юга России донской и добровольческой армий ещё несколько лет в лесах возле верхнедонских станиц, на лесистом левобережье Северского Донца и в плавнях нижнего Дона, шла жестокая борьба. Скрывавшихся там людей с оружием называли по-разному. Для одних они были бандитами, другие считали их партизанами. В рейды по Дону и Северскому Донцу отправлялся и Николай Погодин, а затем его впечатления появлялись в таких корреспонденциях: «Пара тачанок и два конных милиционера. Издали на бандитов походим. Одна тачанка с ковром. Милиционеры издали - отпетые головорезы. Кучер на нашей тачанке - тоже милиционер, босой, с красным бантом на груди. Будённовец. Не так давно попал в руки банды. Его рубить вели. Как-то спасся...». Николай Погодин в начале 30-х годов. В 1926 году в библиотечке журнала «Огонёк» была напечатана первая скромная книжка очерков Николая Погодина под названием «Казаки». Сцена из спектакля "Человек с ружьём". Нельзя не вспомнить и другие драматические произведения Погодина, например, наиболее известную пьесу «Кремлёвские куранты». Сцена из спектакля "Кремлёвские куранты". За свои драматические произведения, в первую очередь, лениниану, Погодин получил немало наград и жизненных благ. 16 марта 1941 года пьесе «Человек с ружьём» была присуждена сталинская премия. «Кремлёвские куранты» такую же премию получили в 1942 году. В послевоенные годы эти пьесы шли сразу в ста театрах нашей страны и странах социализма. Наверное, это непревзойденный результат, но он, скорее всего, не творческий, а административный. В тридцатые годы, идя в ногу со временем, Николай Погодин активно работал над темой индустриализации (пьеса "Темп") и коллективизации (пьеса "После бала"). На модную в те годы тему перековки бывших уголовников в людей социалистического будущего, он отозвался пьесой "Аристократы", по мотивам которой в 1936 году был снят художественный фильм "Заключённые". Сцена из спектакля "Третья патетическая" Самым большим достижением Погодина в советском кинематографе стало написание им сценария для художественного фильма «Кубанские казаки», вышедшего на экраны 1949 года. Этот фильм, как известно, снял режиссёр Иван Пырьев. В нём блистали лучшие актёры того времени. Незатейливый сюжет по сытной, вольной и весёлой колхозной жизни, как нельзя лучше пришёлся по вкусу властителям того времени. Фильм был показан в советском прокате с большим успехом, да и до нашего времени ни один праздник не обходится без него на телеэкране. О том, что жизнь в колхозах была не совсем, а вернее, совсем не такой, люди узнали гораздо позже, уже в конце 80-х годов, но от этого фильм "Кубанские казаки" не перестали любить и смотреть. Афиша кинофильма. Обращался ли Николай Погодин в своём позднем творчестве к истокам судьбы, к своей «малой родине» - станице Гундоровской? Нет, только в самом обобщённом виде. Наверно сказались обиды на казачество, полученные им в раннем детстве. Однако это ничуть не умаляет значения того факта, что на гундоровской земле родился один из самых известных драматургов советского периода. В городе Донецке Ростовской области работает библиотека имени Погодина Н.Ф., есть переулок, носящий его имя. Переулок расположен в самом тихом центре, рядом с городской Администрацией и парком. Гуляющие в нём могут обратить внимание на адресные таблички и вспомнить своего земляка, который своим талантом, в сочетании с огромной настойчивостью, вошёл в историю советской литературы. А разве этого мало?
| |
|
Всего комментариев: 0 | |