Наверх
Приветствую Вас, Гость
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении
Главная » 2023 » Апрель » 12 » Островский А.Н. - 200 лет со дня рождения
09:02
Островский А.Н. - 200 лет со дня рождения

Русский литературный деятель, драматург, театральный сценарист. Великий человек, чей вклад в развитие отечественной литературы, театральной драматургии и режиссуры переоценить невозможно.

Творчество выдающегося русского литератора Александра Островского оставило мощный след в развитии отечественного драматического театра. Его произведения составляют основу театрального репертуара России, а созданные им образы – властолюбцы, лицемеры, жадные купцы, чиновники, помещики, богомольцы и служанки стали отражением так хорошо знакомых всем типажей.

 

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Великий драматург родился 12 апреля (по старому стилю) 1823 года в историческом районе столицы – Замоскворечье. Его отец был выпускником Костромской семинарии и Московской духовной академии, куда поступил по семейной традиции – родитель Николая Федоровича был священником. По каким-то причинам духовной деятельностью не занялся, а стал государственным служащим в суде – вел имущественные и коммерческие дела. Впоследствии стал коллежским асессором и был включен в дворянское сословие. Параллельно отец семейства занимался частной адвокатурой.

Постепенно Николай Федорович значительно продвинулся по служебной лестнице, ему повысили жалование. Семья смогла перебраться из небольшой квартиры в добротный и просторный дом.

Александр Островский в детстве

Мать писателя – Любовь Ивановна, была дочерью церковных служителей. Она скончалась, когда Александру пошел девятый год. Отец остался с четырьмя детьми один, но недостатка в чем-либо семья не испытывала. На тот момент Николай Федорович уже занимал высокое положение в обществе. Вскоре он женился во второй раз, и у ребят появилась мачеха – дочь шведского аристократа баронесса Эмили фон Тессин. Женщина оказалась глубоко добропорядочной и заботливой по отношению к детям супруга. Островские находились на домашнем обучении, и Эмили активно участвовала в их образовании. Она немало поспособствовала освоению детьми иностранных языков и знанию устройства европейских государств. Впоследствии Александр смог гордится тем, что в совершенстве владеет несколькими языками, в том числе и древними.

Детские и частично юношеские годы Саши прошли на Малой Ордынке, в самом сердце Москвы. Его отец держал солидную библиотеку, благодаря которой мальчик с малых лет многое узнал о русской литературе. Он чувствовал, что его предназначение в писательстве, но родитель прочил сыну карьеру юриста. В 1835 году Александр поступил в Московскую губернскую гимназию, после окончания которой по настоянию отца стал студентом юридического факультета столичного университета. Учебное заведение юноша окончить не смог – провалил экзамены по римскому праву. Островскому пришлось написать заявление на отчисление из университета. В 1843 году по протекции отца молодой человек устроился на должность канцеляриста в Совестный губернский суд. В общей сложности в столичных судах Александр проработал около семи лет. Поначалу он получал довольно скромное жалование – четыре рубля в месяц, но став служащим Коммерческого суда начал зарабатывать 16 рублей. Суть его работы заключалась в разрешении имущественных и коммерческих споров между торгующими крестьянами, мелкими дворянами, купцами, простыми горожанами. Судить «по совести» приходилось родственников, оспаривающих наследство и людей, оказавшихся в долговой яме.

Александр Островский в молодости

Самые интересные, выдающиеся эпизоды он тайно записывал в свой блокнот. Через годы эти записи стали называть нетленными произведениями великого русского драматурга.

 

ТВОРЧЕСТВО

Параллельно с государственной службой Островский все же находил время для творчества. Ранние работы автора были своеобразным подражанием стилю Белинского и Гоголя, которые были его кумирами. К 1846 году из-под его пера уже вышло несколько произведений, основанных на историях из его жизни и службы. Самая яркая работа тех лет – пьеса «Несостоятельный должник», более известная сейчас, как «Свои люди – сочтемся!». В основе сюжета – купец Самсон Большов, который из-за финансовых трудностей решил объявить о своем банкротстве и таким образом не отдавать деньги кредиторам. В итоге он сам стал жертвой обмана со стороны собственной дочери Липочки и ее мужа, которые обобрали его и отправили за решетку.

Письменный стол Александра Островского

Дебютными публикациями стали «Записки замоскворецкого жителя» и «Картина семейной жизни», напечатанные в «Московском Городском Листке».

Однажды Александр прочел одну из пьес своим гостям, среди которых был уважаемый профессор С. П. Шевырев. Академик был так впечатлен произведением, что назвал Островского «новым драматическим светилом в отечественной литературе».

Когда комедию «Свои люди – сочтемся!» опубликовали в журнале «Москвитянин», к Александру Николаевичу пришла широкая известность. Авторами произведения обозначили «А. О.» и «Д. Г.». вторые инициалы скрывали фамилию и имя начинающего актера Дмитрия Горева-Тарасенкова, который предложил Островскому попробовать совместное творчество. Сотрудничество ограничилось единственной сценой, но впоследствии злые языки обвинили писателя в присвоении чужого творческого труда. Тем не менее, пьесу восторженно оценили литераторы Николай Гоголь и Иван Гончаров, которые впервые познакомились с ней, находясь в гостях у автора. Нашлись и те, кто не на шутку обиделся, узнав себя в персонажах произведения. Оскорбленные московские купцы обратились с жалобой к высоким чинам, в результате чего комедию не допустили к постановке, а автора и вовсе уволили со службы. По личному указанию государя Николая I над Островским был установлен полицейский надзор, который сняли только с приходом ко власти Александра II. Пьесу разрешили ставить лишь в 1861 году.

Первой пьесой, которая пробилась на театральную сцену, стала «Не в свои сани не садись». Работу над ней автор закончил в 1852 году, а уже зимой 1853-го она появилась на подмостках Малого театра. Эту работу он отдал режиссерам совершенно бесплатно. Более того, Островский лично принимал участие в репетициях, помогая актерам вживаться в их роли. В произведении повествуется об отставном кавалеристе, который с при помощи брака по расчету хочет достичь финансового благополучия. Эта пьеса и вышедшая следом «Бедность не порок» совершили самую настоящую революцию в мире театра.

Произведение «Бедность не порок» Александр Николаевич посвятил поэту Прову Садовскому, с которым познакомился во время репетиций в Малом театре. В основе пьесы – история купца Торцова, ищущего для дочери выгодную партию. По случайному стечению обстоятельств, вместо того, чтобы благословить брак с богачом, он выдает дочь за бедняка. Эта работа стала последней, опубликованной в журнале «Москвитянин» — в 1856 году из-за конфликта на финансовой почве Островский разорвал все отношения с издательством и перешел в «Современник».

Публике было интересно посмотреть на сцены из простой жизни, поэтому от организаторов требовался совершенно иной актерский подход. От декламации и откровенной театральности пришлось отказаться – вместо них показывалась естественность существования в определенных жизненных обстоятельствах.

Более десяти лет московские и петербургские театралы наслаждались новыми пьесами Островского, посещая Малый и Александринский театры. В 1856 году писатель вступил в коллектив популярного издания «Современник».

В это же время великий князь Константин Николаевич командировал талантливых писателей изучать и описывать различные уголки Российской Империи как в разрезе промышленности, так и в бытовом отношении. В литературно-этнографической экспедиции Александру Николаевичу достался обширный участок Волги. Он побывал в таких русских городах, как Торжок, Ржев, Тверь, Городня, Осташков и многих других. Путешествуя по глубинке, литератор описывал особенности быта и нравов местных жителей, их промысловую деятельность, убранство жилищ, диалекты.

Самое начало экспедиции выдалось для драматурга неудачным: лошади, которые везли Островского, вдруг понесли, и тарантас перевернулся. Писатель получил несколько сложных переломов и был вынужден несколько месяцев проходить лечение. За это время родилась новая пьеса – «Доходное место».

В ходе поездки автор постоянно вел записи, слушая истории местных купцов. Одна из них стала основой для пьесы «Не сошлись характерами» о супружестве разорившегося дворянина и дочери богатого купца. Вскоре свет увидело и произведение «Воспитанница» о богатой помещице Уланбековой, которая возомнила себя благодетельницей.

Первое двухтомное собрание произведений Островского было опубликовано в 1859 году при поддержке графа Кушелева-Безбородко. Эти сочинения получили высочайшую оценку Николая Добролюбова и закрепили за ним репутацию изобразителя подноготной общества.

Через год была издана знаменитая «Гроза», после чего Добролюбов написал рецензию в виде статьи «Луч света в темном царстве».

В 1863 году за произведение «Гроза» Александру Николаевичу вручили Уваровскую премию и избрали членом-корреспондентом в Петербургскую академию наук.

В 1866 году Островский стал основателем Артистического кружка, выходцы из которого впоследствии талантливо выступали на столичных сценах. В доме Александра Островского можно было встретить Ивана Тургенева, Дмитрия Григоровича, Федора ДостоевскогоЛьва ТолстогоПетра ЧайковскогоИвана ГончароваМихаила Салтыкова-Щедрина и многих других представителей творческих профессий.

На фото Островский, Горбунов и Майков

В конце 1870-х драматург начал изучать Смутное время и вел переписку с историком Н. И. Костомаровым. Результатом трудов стали «исторические хроники в стихах»: «Дмитрий-Самозванец и Василий Шуйский», «Василиса Мелентьева», «Кузьма Захарьич Минин-Сухорук» и другие.

В 1868 году в петербургском Александринском театре состоялась премьера постановки «На всякого мудреца довольно простоты». В центре сюжета – карьерист Егор Глумов, который добивался продвижения по службе при помощи связей. Тем временем он вел дневник, в котором высмеивал своих протекторов.

История Глумова на этом не закончилась, найдя свое продолжение в следующем произведении автора под названием «Бешеные деньги». Герою пьесы не удалось устроить карьеру в России, и он решил уехать за границу с богатой барыней преклонного возраста. Молодой человек рассчитывал унаследовать ее состояние. Эта работа была опубликована на страницах журнала «Отечественные записки» в 1870 году.

Через год Александр Островский закончил пьесу «Лес» о состоятельной и деспотичной помещице, которая выбрала для своей племянницы выгодного жениха. В этот же период родились еще две работы – «Не все коту Масленица» и «Не было ни гроша, да вдруг алтын».

В 1873 году комиссия управления столичными театрами заказала писателю детскую сказку. Так на свет появилась «Снегурочка», музыку к которой создал Петр Чайковский. В то время в Малом театре шел ремонт, и его труппа на время объединилась с коллегами из Большого. По этой причине была необходима такая пьеса, где могли бы участвовать оперные певцы, драматические артисты и танцоры балета. Как вспоминал впоследствии Чайковский, работать с Островским было очень легко. Петру Ильичу так понравился текст автора, что музыку к произведению он написал за считанные дни.

Вскоре в «Отечественных записках» была опубликована пьеса «Волки и овцы», которую через несколько месяцев показали со сцен Малого и Александринского театров. Не успела отгреметь премьера, как актеры начали репетировать следующие постановки, созданные Островским – «Последняя жертва» и «Правда – хорошо, а счастье лучше».

В 1879 году свет увидела знаменитая «Бесприданница», через сто лет экранизированная советскими кинематографистами. В пьесе идет повествование о красавице Ларисе Огудаловой, от состояния семьи которой остался лишь дворянский титул. Девушка влюбилась в богатого помещика Паратова, который во время поездки за границу обвенчался с другой. Раздавленная Лариса решила выйти замуж за неприятного ей Карандышева, который клянется в любви и обещает ее матери улучшить материальное положение семьи. Все заканчивается трагично – в порыве ревности жених выстрелил в будущую супругу. Фабула для пьесы была взята из реальной криминальной хроники тех лет – в Костромской губернии произошел похожий случай.

Удивительно, но премьеру «Бесприданницы» зритель встретил прохладно. В «Русских ведомостях» опубликовали нелестную рецензию, в которой говорилось, что Островский утомил даже самую наивную публику. Сам автор объяснил неудачу тем, что произведение несколько опередило время – основным акцентом он хотел сделать не действие, а характер главной героини.

В Обществе русских драматических писателей и оперных композиторов, основанном в 1874 году, Островский оставался руководителем до конца своих дней. Он возглавлял комиссию, пересматривающую законы по всем сферам театрального управления. Ему удалось добиться многих положительных реформ и улучшить положение актеров. Через год писатель был назначен на должность заведующего репертуарами столичных театров и занял пост директора театрального училища.

Зимой 1881 года драматург закончил работу над пьесой «Таланты и поклонники», сюжет которой развивается вокруг молодой актрисы, главная мечта которой – театральная слава и деньги. Комедия была опубликована в «Отечественных записках». Помимо написания пьес, автор занимался переводами произведений зарубежных классиков.

Через два года Островский в компании брата Михаила отправился путешествовать на Кавказ. Именно там он начал трудиться над произведением «Без вины виноватые», на которое, по его собственному признанию, было затрачено много времени и сил.

За всю творческую биографию драматург написал более 50 пьес и сделал массу переводов зарубежных классических произведений Шекспира, Сервантеса, Гольдони. Самые известные работы автора – «Женитьба Бальзаминова», «Бесприданница», «Гроза», «Снегурочка», «Без вины виноватые». Писатель жил литературой, театральной работой и любовью к Отечеству.

Хотя постановки по пьесам Островского приносили хорошую кассу и по распоряжению императора Александра III ему платили 3 тысячи рублей ежегодной пенсии, финансовые проблемы тяготили его до конца жизни. Здоровье подкосилось, и воплощать задуманные планы становилось все сложнее. Работа практически без отдыха нанесла непоправимый вред организму творца.

 

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Ловеласом драматург не слыл, но часто бывал неверен своим супругам.

Долгие годы Островский был влюблен в актрису Любовь Косицкую. Оба они были несвободны, но даже после смерти супруга Любовь не принимала ухаживаний писателя. Через некоторое время она завела роман с молодым человеком из купеческого сословия, который воспользовался доверчивостью женщины и спустил все ее состояние. Александру Николаевичу она написала в письме, что не желает отнимать его любви ни у кого.

Впоследствии Островский сожительствовал с простой женщиной Агафьей. Отец не благословил брак с мещанкой и оставил сына без финансирования. У пары родилось четверо детей, которые все умерли в младенчестве. Агафья не имела образования, но обладала природным умом и умением тонко чувствовать самую суть. Для драматурга она была родственной душой и первым критиком его творений. Все годы, проведенные вместе, супруги испытывали нужду. Они прожили почти двадцать лет, после чего женщина скончалась.

Александр Островский и Мария Бахметьева

Через два года в личной жизни писателя появилась еще одна женщина – актриса Мария Бахметьева. Влюбленные обвенчались и родили шестерых детей – четырех мальчиков и двух девочек. С Марией Островский прожил до конца своих дней, и, судя по его личным записям – был безмерно счастлив.

 

СМЕРТЬ

В Духов день, 14 июня 1886 года Александр Островский умер, находясь в своем имении близ Костромы. Принято считать, что причиной смерти стала стенокардия.

Современники великого автора отмечали, что бедственное материальное положение усугубило состояние его здоровья. Кроме того, он постоянно находился в круговороте событий, не давая себе ни минуты отдыха. По мнению близких людей, это и послужило причиной нарушения сердечной деятельности.

Памятник Александру Островскому

Захоронение русского драматурга находится рядом с могилой его отца на кладбище при Храме во имя Святителя Николая Чудотворца в Костромской губернии. Для организации похорон император Александр III выделил три тысячи рублей. Вдове и ее детям была пожалована годовая пенсия, которая в сумме составила более пяти тысяч. Впоследствии семейный некрополь стал местом захоронения вдовы писателя и его дочери.

Вскоре после кончины литератора по инициативе Московской думы была организована общественная читальня имени Островского.

 

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

  • Островский владел несколькими языками: английским, французским, испанским, немецким, итальянским, латынью и древнегреческим.
  • Драматургу пришлось пережить предательство со стороны актера Горева-Тарасенкова, который предложил ему сотрудничество, а потом распространил слухи о том, что Островский ворует идеи у других авторов. Далее по Москве поползли слухи о том, что писатель является плагиатором, а его тексты написаны кем-то другим. Александр Николаевич сильно переживал по этому поводу и решил написать Гореву-Тарасенкову письмо с просьбой признать обман. Однако, тот отказался. Эта неприятная история вдохновила Островского на создание пьесы «Бедность – не порок».
  • Молодые авторы часто приносили Островскому свои работы, чтобы он дал им оценку. Творец был невероятно занятым человеком, но для всех начинающих писателей находил время на рецензии, порой довольно объемные.
  • Прототипом Катерины из «Грозы» была Любовь Павловна Косицкая, к которой драматург испытывал романтические чувства.
  • Молодой Петр Чайковский свое первое оперное произведение написал по пьесе Александра Николаевича «Воевода». А вот автором либретто для этой оперы стал сам Островский. Премьера спектакля состоялась в январе 1869 года на сцене Большого театра.

Количество переизданий произведений Островского не поддается подсчету. Мастер стал не просто знаковой, но и ключевой фигурой в развитии русской классической литературы и театральной драматургии. Плоды его великолепного творчества до сих пор живут – его пьесы ставят не только в России, но и на сценах ведущих мировых театров. Александр Николаевич внес бесценный вклад в литературный жанр, актерское мастерство и театральную режиссуру.

Книги Островского расходятся большими тиражами даже через двести лет после его ухода.

Существует  более 80 экранизаций  пьес А.Н. Островского. Хорошо известен многим отечественным зрителям кинофильм «Жесткий романс» (по мотивам драмы «Бесприданница»).

Из кинофильма «Жесткий романс»

Романс «Любовь – волшебная страна»

Романс «Под лаской плюшевого пледа».

 

Просмотров: 261 | Добавил: GBIC | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]