МЕНЮ
- Читаем детям книги
- Краеведческий калейдоскоп
Счетчик культура
10:55 «Мы и наше право» | |
«Мы и наше право» Мы все живем в правовом поле, ежедневно сталкиваясь с ситуациями, в отношении которых применимы слова «должен» и «имею право». Для взрослых это обыденность. Дети с этими понятиями, конечно, тоже знакомы. Но отдают ли они себе отчет в том, какими могут быть последствия того или иного проступка, могут ли ориентироваться в ситуации, когда кто-то ущемляет их права? Знают ли они вообще, на что законно могут рассчитывать и претендовать? Кто их должен этому учить: жизнь, государство, семья, школа? Нужно ли детям вообще правовое воспитание? Попытаемся в нашей статье ответить на эти вопросы. Чтобы понять, что такое правовое воспитание и нужно ли оно детям, стоит начать с того, что такое право. Есть множество различных определений, полных и не очень, но лучше всего рассмотреть понятие права с позиции здравого смысла и общих целей воспитания. Что такое правовое воспитаниеОсновная цель воспитания – подготовить ребенка к самостоятельной жизни в обществе, то есть к тому, чтобы он был доволен своей жизнью, самостоятельно себя обеспечивал и не приносил проблем окружающим людям. Для этого ему потребуются профессиональные и общие знания, а также умение и навыки взаимодействия с окружающими. Последнее особенно важно, поскольку человек, не разбирающийся в химии или литературе, может стать достойным членом общества, а тот, кто не уважает или не учитывает правил и норм поведения, — уже нет. Право — это совокупность законов и норм, на которых основано взаимодействие между людьми в большинстве областей. Правовые акты регулируют семейные, имущественные, социальные отношения. Человек, который относится к ним с пренебрежением, не только не сможет обустроить собственную жизнь, но и не даст этого сделать окружающим. Таким образом, гражданско-правовое воспитание необходимо каждому ребенку, и оставлять этот важнейший вопрос на усмотрение семьи не стоит. Чтобы точнее сформулировать, что такое правовое воспитание, надо вспомнить, что есть воспитание в целом. Это целенаправленное воздействие на сознание ребенка, позволяющее сформировать его характер, поведение и социальные установки в соответствии с принятыми в обществе нормами. Продолжая эту мысль, добавим: правовое воспитание — это то же воздействие на сознание человека, которое формирует у него понимание того, насколько важны и нужны законы государства. Кроме того, результатом правового воспитания должны стать и знания о сути действующих законов, о том, как работает правовая система государства, а также о правах и обязанностях, которые есть у самого ребенка. Как правовое воспитание реализуется в РоссииВ нашей стране правовое воспитание детей, как и воспитание в целом, во многом остается зоной ответственности родителей. Однако в существующем положении дел пока минусов больше, чем плюсов. Дело в том, что некоторые родители и сами не сильны в вопросах права и знании законов, и уж тем более мало кто из них будет целенаправленно получать необходимые педагогические навыки. В итоге правовое сознание ребенка формируется стихийно, на основании собственных наблюдений за жизнью семьи, разговоров взрослых, информации, полученной в общении со сверстниками или из СМИ. Результаты печальны: среди подростков немало тех, кто не уважает законы или не видит ничего страшного в их нарушении. Законы о правовом воспитанииВ России нет отдельных законов, регламентирующих правовое воспитание в школе. Все стороны образовательного процесса контролируются ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и отчасти ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», уже заметно устаревшим. Однако если посмотреть на Закон об образовании с позиции именно правового воспитания, становятся видны некоторые противоречия.
В последние годы в стране были приняты несколько распоряжений соответствующей направленности, однако этого явно недостаточно. Так что с точки зрения закона вопросы правового воспитания в России не урегулированы и ждут своего часа. Практическая реализацияНа сегодняшний день главный формат правового воспитания — тематические уроки и лекции, связанные с конституционно-необходимыми событиями. Эти формы не годятся для работы с младшими школьниками и не очень подходят для работы с подростками. Главный минус бесед и лекций — их оторванность от повседневной жизни ребенка. К этому надо добавить, что младшие школьники намного лучше усваивают то, что подается в игровой форме. Однако есть учителя-энтузиасты, которые проводят викторины, устраивают диспуты, организуют деловые и ролевые игры. Как правило, школьное руководство не запрещает подобные мероприятия, но системы правового воспитания все-таки нет, все держится на инициативе и неравнодушии учителя. Приводим некоторые формы и методы занятий, которые помогут сделать уроки правового воспитания более живыми. Для младших школьниковУчащиеся начальных классов лучше всего усваивают материал, осознают его, участвуя в игровых мероприятиях. Для правового воспитания подойдут:
Для подростковПроявления правовой антикультуры − частое явление в подростковой среде. Дети в этом возрасте склонны демонстрировать правовой нигилизм, подвергать сомнению целесообразность выполнения законов и скептически относиться к получаемой информации. В связи с этим правовое воспитание подростков крайне важно. Для этого можно использовать:
Правовое воспитание − важнейшая задача и школы, и родителей. И именно работа педагогов в этом направлении может существенно повлиять на уровень правовой культуры детей, а это, в свою очередь, окажет существенное влияние на их дальнейшую жизнь: поможет избежать фатальных ошибок, научит отстаивать свои права и уважать чужие, критично относиться к предложениям, влекущим нарушение законов.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |