МЕНЮ
- Читаем детям книги
- Краеведческий калейдоскоп
Счетчик культура
09:57 «Мастера пера» | |
«Мастера пера» Всемирный день писателя отмечают 3 марта, начиная с 1986 года. День не является официальным выходным. История праздника Слово – мощное оружие в руках говорящего. Оно дарит надежду, знакомит с историей, может быть наградой, либо наказанием. На протяжении веков писатели, поэты, «мастера слова» искали ответы на актуальные вопросы, пытались отразить в своих произведениях и очерках особенности той эпохи, в которой жили, позволяя потомкам окунуться в далекие для них времена. Писательский труд существует очень давно, но профессией смог считаться только когда стал оплачиваемым. До наших времен дошли многие произведения и рукописи античных авторов и философов. Писательству можно обучаться всю жизнь, открывая для себя и читателя новые грани творчества. Для выбора этого пути нет возрастных ограничений. Главное, стремиться донести миру нечто важное и иметь честную гражданскую позицию. В начале XX века появилась идея создать клуб, который объединит литераторов и журналистов, выступающих за свободу слова, против фальсификации сведений и искажения публичных фактов. Принадлежала эта идея писательнице Кэтрин Доусон. Клубу дали название PEN, что являлось аббревиатурой английских слов poets, essayists, novelists – поэты, очеркисты, романисты. Директором назначили Джона Голсуорси, который возглавлял его с 1921 года. Уже после первого заседания в мире открылось около 11 отделений. На данный момент существует более 130 филиалов во многих странах. На очередном 48-м конгрессе Международного PEN-центра его участники постановили учредить праздник «Всемирный день писателя», который будет напоминать о роли писательства в мире. С тех пор он отмечается ежегодно литераторами, редакторами, журналистами, писателями и публицистами. Традиции праздникаДень писателя – праздник творческих людей. Как правило, проходит красиво и торжественно. Организуются культурные мероприятия, концерты, семинары, слеты авторов и публицистов. В России он отмечается сравнительно недавно и считается узкопрофессиональным праздником. Традиционно в этот день вручают премии и награды. На конференциях обсуждаются новые направления в литературе, ее сильные и слабые стороны. Обязательными являются творческие выставки и конкурсы на звание лучшего в своем направлении. Проводятся встречи с литературными деятелями, где делятся богатым опытом в этой области. Проходят презентации современных литературных изданий, писатели общаются с почитателями своего творчества. В СМИ транслируют культурные передачи, посвященные торжественному событию. В школах проводят открытые уроки, в музеях – выставки и презентации.
Если Вам кажется, что российская литература стоит на месте, да и вообще «там нечего читать», приготовьтесь поменять свое мнение. 7 главных трендов современной российской литературы:
1. Обращение к прошлому и его интерпретация Прошлое можно и не оживлять, а лишь взять его условность вместе с устоями, представлениями и традициями и, досконально изучив их, взорвать до основания, поместив в самое сердце истории сегодняшнего человека. Так поступила Марина Степнова в романе «Сад», позволив в середине XIX века вырастить юную княжну Наталью Борятинскую в абсолютной свободе, как растят детей современные матери. 2. Эксперименты с языкомВторая важная тенденция — поиск нового языка, чтобы говорить о современном. В ХХI веке язык становится все грубее, брутальнее и увесистее. Никакой возвышенности к современности литература словно бы не испытывает. Сегодняшний день — сор, из которого растет проза, с ним можно (а то и нужно) обращаться вольно, чтобы не сразу читатель почувствовал авторскую горечь и разочарование, а под ними — нежность. 3. Интересная малая прозаНе каждому автору хватает дыхания на большой роман о современной жизни, а вот на рассказ или повесть — да. Так что сборники рассказов, как картины импрессионистов, куда честнее и выразительнее передают писательские ощущения от происходящего вокруг прямо сейчас. Пожалуй, самыми показательными в этом смысле будут книги Ксении Букши «Открывается внутрь» и «Петля» Романа Сенчина.
4. Переформатирование литературыХудожественная проза все чаще отрицает границы, в том числе жанровые, и все больше заходит на территорию нон-фикшен. В особо удачных случаях из документов, благодаря авторскому прочтению, рождается настоящее искусство. Так получилось у Леонида Юзефовича в документальном романе «Зимняя дорога» ( о мало известном эпизоде истории нашей страны периода Гражданской войны).
5. Проза медиковПроза медиков — особенно хирургов, реаниматологов, врачей скорой — позволяет и читателю подойти чуть ближе к зыбкой границе между тем миром и этим, прикоснуться к тайне творения, побыть героем. В качестве примера - обаятельнейшие, написанные прекрасным литературным языком «Юные годы медбрата Паровозова» Алексея Моторова.
6. Литература «подчеркнуто иронична, брезглива к читателю»Мир отрекается от высокой культуры, впадает в медиазависимость, начинает функционировать по законам соцсетей, сводя жизнь к самопрезентации, а общение — к наскальной живописи эмодзи. «Человек — это просто обезьяна со смартфоном», — формулирует Виктор Пелевин в «Искусстве легких касаний» и относится к героям и читателям соответственно.
7. Русский фольклорный магический реализмПожалуй, в новой истории русской литературы эта тенденция, гоголевско-булгаковская по своей природе, самая любопытная. Из чего складывается фантасмагория дня сегодняшнего, каким эхом откликается завтра? В своем «Сиянием «жеможаха» София Синицкая взглянула на жуткие события советской истории (репрессии, война, ГУЛАГ) через колдовское стекло мифов, сказов и фольклора. | |
|
Всего комментариев: 0 | |