МЕНЮ
- Читаем детям книги
- Краеведческий калейдоскоп
Счетчик культура
16:05 Королевство Виталия Губарева | |||||
Виталий Георгиевич Губарев — русский детский писатель, драматург, журналист. Родился в августе 1912 года в городе Ростов-на-Дону в учительской семье, детство провел на хуторе Большая Казинка близ Ростова, где его бабушка заведовала начальной школой. Об этом времени писатель вспоминал: «В эти удивительные дни невольно наплывают воспоминания детства... Хуторская школа неподалеку от Ростова-на-Дону, холодный класс, за разбитыми стеклами свистит ветер. На старых партах аккуратно нарезанные листы оберточной бумаги – где-то их раздобыла для нас наша добрая учительница Мария Григорьевна. Бумага заменяет нам тетради. А вместо чернил – разведенная водой печная сажа. Мария Григорьевна диктует: – «Коммунизм – это есть Советская власть плюс электрификация всей страны». Потом маленькая курносая Катя Ирхина огромными печатными буквами написала эти слова на кумаче, и мы повесили его над классной доской. В то время было холодно и голодно. Шел трудный двадцать второй год. Но мы, мальчишки и девчонки, страстно верили, что прекрасный, как сказка, мир, о котором нам рассказывала любимая учительница, мир, именуемый волшебным словом коммунизм, обязательно наступит!» Печататься начал рано, еще в 1926 году в ростовском детском журнале «Горн» был опубликован его первый рассказ «Гнилое дерево». Четырнадцатилетний автор посвятил свое первое печатное произведение пионерскому лагерю, дружбе городских и сельских ребят. С той поры писатель ни на день не порывал связи с пионерской организацией. Он сам был пионером и пионерским вожатым. Став комсомольцем, а затем членом партии, он продолжал писать для ребят. С 1931 г. Губарев работает в Москве в детских и комсомольских газетах и журналах «Колхозные ребята», «Пионерская правда», «Комсомольская правда». Многие годы был главным редактором «Пионерской правды». За работу в детской печати он дважды награжден орденом «Знак Почета». Центральный Комитет ВЛКСМ наградил его своей Почетной грамотой, а Министерство просвещения РСФСР – значком «Отличник народного просвещения». В мае 1962 года, в связи с 40-летием пионерии, Центральный Совет Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина наградил писателя значком «За активную работу с пионерами». Мало кто знает и о том, что пионерский писатель и один из старейших деятелей пионерского движения в СССР, В. Губарев имеет и другие заслуги перед пионерской организацией. Еще в тридцатые годы он – преподаватель Института детского коммунистического движения. А позже он заведует кафедрой пионерской работы в Центральной комсомольской школе. Тысячи отрядов каждый год отправляются в интереснейшие путешествия по своему родному краю. Инициатором этого большого и полезного движения, одобренного общественностью нашей страны, был редактор «Пионерской правды» В. Губарев. В 1932 году, еще будучи спецкором газеты «Колхозные ребята», участвовал в расследовании и в освещении убийства Павлика Морозова, и был одним из создателей легенды о нем. Летом 1933 года в газете «Колхозные ребята» была впервые опубликована статья об убийстве под названием «Один из одиннаоодиннадцати» (1933) (то есть из одиннадцати пионеров села Герасимовка Верхне-Тавдинского РАЙОН района Свердловской области), впоследствии переработанная им в повесть «Сын. О славном пионере Павлике Морозове» (1940), переработанную после войны в книгу «Павлик Морозов» (1947) и в одноименную пьесу (1952)... В послевоенный период Губарев стал известен как драматург. На сцене театров страны прошли постановки его пьес «Королевство кривых зеркал» (1952), написанной в соавторстве с Андреем Успенским, «Павлик Морозов» (1953), «Барышня» (1954), фантастическая комедия «Великий волшебник» (1956), переработанная впоследствии в повесть «Трое на острове» (1959), «Встреча на далекой планете» (1962). Наибольшую известность писателю принесли его повести-сказки «Королевство кривых зеркал» (1951), «Трое на острове» (1959), «Путешествие на Утреннюю Звезду» (1961), «Часы веков» (1965), «Преданье старины глубокой» (1970) и «В Тридевятом царстве» (1970), вошедшие в «золотой фонд» отечественной литературы для детей. Стиль Губарева интересен соединением элементов сказки, исторических романов и фантастики. Повесть-сказка «Королевство кривых зеркал», переработанная в 1952 году в пьесу и экранизированная по сценарию В. Губарева в 1963 году режиссером Александром Роу. У многих народов есть свои сказки о зеркалах. Писал о волшебном зеркале А. С. Пушкин. Свойство зеркальце имело: В прошлом веке английский писатель Л. Кэрролл написал сказку о зеркале, с помощью которого маленькая англичанка Алиса попадала в забавный мир каламбуров и несуразиц. Но ни у одного автора до Виталия Губарева герой сказки не встречался с собственным отражением в зеркале и, так сказать, «не видел себя со стороны». И ни в одной сказке автору не помогали зеркала с такой уничтожающей силой разоблачать мир насилия, ханжества и угнетения человека, как в «Королевстве кривых зеркал». Пионерка Оля, попадающая в это королевство вместе со своим отражением, потрясена увиденным. Порядки и обычаи этой ужасной страны несовместимы с моралью и совестью честного человека. Девочка, в обычной жизни не отличавшаяся никакими особыми качествами (больше того, в ее характере было немало различных недостатков, которые она легко разглядела в собственном отражении), – эта девочка становится настоящей героиней, когда чувствует, что в ее помощи нуждается угнетенный мальчик Гурд. Рискуя жизнью, пройдя через труднейшие испытания, Оля, наконец, побеждает Зло и спасает Гурда от смерти. Без преувеличения можно сказать, что «Королевство кривых зеркал» стала одной из самых любимых книг детей. Многие имена «имен наоборот», как Яло, Гурд, Аксал, Нушрок, Топсед, Абаж, Анидаг» стали нарицательными. В одном из читательских отзывов об этой сказке-повести В. Губарева говорится: «Повесть научила меня критике и самокритике, она научила меня почаще смотреть на себя со стороны.» Как хороший педагог, В. Губарев рассказывает об очень серьезных вещах просто и увлекательно, без надоедливых нравоучений. Порой даже кажется, что автор сам чуточку посмеивается. «Трое на острове» – это веселая повесть-шутка о мальчике Борисе, который не любил работать и однажды увидел, что получится, если все без исключения желания исполняются безо всякого труда. Мальчик совершенно случайно обнаружил, что синий платок его любимой бабушки является волшебным. Стоит только загадать желание и взмахнуть платком, как все тут же исполняется. Боря решил побывать со своими друзьями на необитаемом острове. Их ждут опасные приключения и, конечно же, пираты. Вначале это представляется заманчивым! Но какая на самом деле это тоска – ничего не делать! В конце концов, разговор с пиратом по кличке Кошачий зуб на многое открывает Борису глаза… По мотивам повести «Трое на острове» снят мультфильм ( режиссер Юрий Прытков, 1986 г.) Трёх друзей-мальчишек из «Путешествия на Утреннюю Звезду» и зовут-то почти как сказочных, былинных богатырей — Илья, Никита и Алёша. А дедушку их новой знакомой Забавы (она же — Вероника) — учёного, который изобрёл удивительный аппарат для мгновенных («со скоростью мысли») перемещений в межзвёздном пространстве («мыслеплан»), — автор, не мудрствуя лукаво, называет Волшебником. Часовых дел мастер Великанов из повести «Часы веков» починил легендарные часы, цифры на которых показывают века и даже целые тысячелетия. Через заднюю дверцу, находящуюся за маятником этих волшебных часов, героиня повести, девочка по прозвищу Муха отправляется в доисторическую эпоху — сначала к мамонтам и саблезубым тиграм, а потом — и к первобытным людям…
Путешествиям во времени в Древнюю Русь посвящена и сказочная повесть «Преданье старины глубокой». Близнецы брат и сестра Таня и Игорь с помощью доброй Феи Мечты переносятся в далёкое прошлое нашей Родины во времена правления князя Олега. Ребята знакомятся с жизнью древних новгородцев, а их другом становится будущий киевский князь Игорь, вместе с которым они ведут борьбу с волхвами. Героиня повести «В Тридевятом царстве семнадцатилетняя выпускница средней школы по имени Оксана отправилась на международные соревнования лыжников в маленькую страну - Королевство Карликию, где она по воле случая на некоторое время стала юной правительницей этого маленького государства. Это изменило жизнь не только самой Оксаны, но и придворных и даже жителей всей страны. По сценарию В. Губарева в 1970 году режиссером Евгением Шерстобитовым на Одесской киностудии осуществлена экранизация также его сказки «В тридевятом царстве». Повести-сказки Виталия Губарева, по-прежнему, пользуются большой популярностью у читателей, эти книги успешно продолжают переиздаваться и сейчас, в начале XXI века. | |||||
|
Всего комментариев: 0 | |