МЕНЮ
- Читаем детям книги
- Краеведческий калейдоскоп
Счетчик культура
15:04 Кольцов М.Е. "Мастер советского фельетона" | |
Писатель, публицист, общественный деятель и «советский журналист номер один». Детство и юность 12 июня 1898-го (по новому стилю) в еврейской семье Хаима Мовшевича (Ефима Моисеевича) Фридлянда и Рохли Шеваховны (Рахили Савельевны), до замужества носившей фамилию Хахман, родился сын Моисей (Михаил). Радостное событие произошло в Киеве, где двумя годами позже у мальчика появился младший брат Борис, прославившийся под псевдонимом Ефимов как художник-график и мастер политической карикатуры. Другим знаменитым его родственником был кузен Семен Фридлянд, известный советский фотограф и журналист. Дальше путь семьи лежал в польский город Белосток, где оба наследника ремесленника-обувщика поступили на учебу в реальное училище и занялись выпуском рукописного школьного журнала. В 1915-м молодой человек вписал в биографию петроградский Психоневрологический институт, но так его и не окончил, на следующий год начав печататься в газетах.
Творчество Михаила Кольцова Кольцов, сотрудничавший с петроградскими журналами с начала 1917-го, являлся активным участником и Февральской, и Октябрьской революций. В феврале под псевдонимом Мих. Ефимович он выпустил брошюру, где восторгался заслугами Временного правительства и Александра Керенского, а на следующий год с рекомендацией самого Анатолия Луначарского вступил в РКП(б), но скоро вышел из нее, пояснив причины такого решения в открытом письме в «Киногазете». С 1918-го Михаил Ефимович возглавлял группу кинохроники наркомата просвещения, с 1919-го служил в Красной армии и печатался в одесских газетах и в киевской газете «Красная армия», а с 1920-го работал в наркомате иностранных дел в качестве заведующего информационным отделом. Талантливый молодой человек пользовался большим авторитетом у Георгия Чичерина, считавшего его перспективным дипломатом, но тот остался верен журналистике и связал свою жизнь с газетой «Правда». Сын ремесленника рассказывал читателям о строительстве первой в стране линии метро и открытии ГЭС, сидел рядом с пилотом, совершившим мертвую петлю, присутствовал при первых советских авиаперелетах, познакомил страну с творчеством Николая Островского и показал с новой стороны Алексея Стаханова. Мастер политического фельетона, часто выступавший и с сатирическими материалами, постепенно вырос в самого известного журналиста Советского Союза. Благодаря ему вновь «зажегся» «Огонек», появились журналы «За рубежом», «За рулем», «Советское фото» и Журнально-газетное объединение, которое он возглавлял. Уроженец Киева был сотрудником сатирического «Бегемота», главредом «Крокодила» и основанного им «Чудака», где вел постоянную рубрику «Календарь Чудака». Брату Бориса Ефимова принадлежит идея создания коллективного романа-буриме «Большие пожары». Будучи руководителем иностранного отдела Союза писателей СССР, журналист объездил множество стран (причем некоторые нелегально), входил в число делегатов международных конгрессов в защиту культуры в Париже и Барселоне и написал около двух тысяч статей на актуальные темы внутренней и внешней политики. Во время гражданской войны в Испании Михаила Ефимовича направили в эту страну как корреспондента «Правды» и одновременно как негласного политического представителя властей СССР при республиканском правительстве. Там он заявил о себе как организатор сопротивления мятежникам, а его репортажи легли в основу «Испанского дневника», где о легальной части работы Кольцов поведал от первого лица, а о тайной — как о деятельности мексиканского коммуниста Мигеля Мартинеса.
Арест и смерть Михаила Кольцова По возвращении из Испании Кольцову был оказан горячий прием: его избрали в Верховный Совет, наградили высшим боевым орденом и выдвинули в члены-корреспонденты Академии наук СССР, несмотря на отсутствие полноценного среднего и высшего образования. В конце 1938-го Иосиф Сталин лично попросил Михаила Ефимовича выступить перед писателями с докладом о только что вышедшем «Кратком курсе истории ВКП(б)». Выступление автора «Испанского дневника» состоялось 12 декабря того же года, а вечером в редакции «Правды» (по иным данным, 13-го) его арестовали по обвинению в антисоветской троцкистской деятельности и участии в контрреволюционной террористической организации. 2 февраля 1940-го, на следующий день после вступления приговора в силу, Михаила Ефимовича, больше года подвергавшегося пыткам, расстреляли, а через 14 лет, 18 декабря 1954-го, посмертно реабилитировали. Прах покоится в общей могиле № 1, недалеко от которой ему установлен кенотаф у могилы его родителей.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |