МЕНЮ
- Читаем детям книги
- Краеведческий калейдоскоп
Счетчик культура
10:29 «Кино – волшебное искусство» | |
День российского кино, отмечаемый 27 августа, — особенный праздник, посвященный памяти и развитию отечественной кинематографии.
История Далекий 1919 год сегодня вспоминается благодаря тому, что именно в этот день, Владимир Ильич Ленин подписал Декрет о национализации кинематографа, который он провозгласил «важнейшим из всех искусств». Несмотря на столь лестную оценку вождя мирового пролетариата, кино обрело статус государственного профессионального праздника лишь в 1980 году, когда в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР появился «День советского кино». В годы перестройки он менял свое название: «День кино», «День кино России». После распада СССР утвердилось название «День российского кино». От черно-белой «Понизовой вольницы» до цветной «Груни Корнаковой» Нетерпеливый российский кинематограф не стал дожидаться построения «нового мира» и разродился первым отечественным фильмом, поставленным режиссером Владимиром Ромашковым по сюжету известной песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень» о знаменитом разбойнике Стеньке Разине. Премьера состоялась 15 октября 1908 года. Картина длилась всего семь минут. За это время успели стать первыми «звездочками» российского экрана актеры из труппы Петербургского народного дома. А блистали они на фоне вполне внушительной массовки из 150 приволжских мужичков. Цвет пришел в российское кино благодаря кисточке Сергея Эйзенштейна. Ею великий реформатор кинематографа лично не поленился раскрасить 108 кадров с флагом, развивающимся над мятежным «Броненосцем Потемкиным», в революционно красный цвет. Произошло это в 1925 году. Впрочем, это лишь одна из придумок гения, сотворившего шедевр, вошедший в тройку лучших фильмов мирового киноискусства. Картина с простеньким названием «Груня Корнакова», вышедшая на экраны в 1936 году, не была столь знаменитой. Тем не менее она стала эпохальной – первым цветным полнометражным советским художественным фильмом. Завороженные зрители не могли оторвать глаз от пылающего яркими красками экрана, на котором демонстрировались кадры пожара. В языках пламени то и дело мелькали силуэты мечущихся людей. Ни о каких компьютерных эффектах тогда, разумеется, не могло быть и речи. К слову, главная героиня фильма Валентина Ивашева получила ожоги. К тому же, во время съемок «пострадало» огромное количество тарелок – более 150 тысяч штук, поскольку действие картины происходило на фарфоровой фабрике. Полноценным радужным аккордом в истории цветного отечественного кино стала документальная лента о Параде Победы 1945 года, снятая на многослойной кинопленке AGFA. Далее цветные картины перестали быть диковинкой. Фестивали, премии, пробы жанров Отцом-основателем I Московского Международного кинофестиваля, который состоялся в 1935 году, был Сергей Эйзенштейн. Он возглавлял жюри и во многом определил судьбу главного приза форума. Его получил фильм братьев Васильевых «Чапаев», 1934 года выпуска. Картина стала чрезвычайно популярной у многих поколений советских людей. Впрочем, и тот фестиваль оказался лишь «пробным шаром», не имевшим такого значения для мира киноиндустрии, какое приобрел ММКФ, состоявшийся 3 августа 1959-го года в гигантском Дворце Спорта имени Ленина в Лужниках. Он действительно стал событием мирового масштаба и началом доброй ежегодной традиции. Что касается самой престижной кинематографической награды в мире – ежегодной премии «Оскар», то заветную статуэтку посчастливилось получить многим нашим замечательным деятелям кино. Среди них Илья Копалин и Леонид Варламов («Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», 1942), Марк Донской («Радуга», 1944), Сергей Бондарчук («Война и мир», 1968), Акира Куросава («Дерсу Узала», 1975, совместное производство СССР и Япония), Владимир Меньшов («Москва слезам не верит», 1980) и Никита Михалков – «Утомленные солнцем», 1994 год. Кроме того, в 2000 году российский режиссер, художник-мультипликатор Александр Петров получил «Оскара» за лучший короткометражный мультфильм года «Старик и море», снятый по мотивам повести Эрнеста Хемингуэя. Первые. Первым советским боевиком стал фильм Бориса Дурова «Пираты XX века», вышедший в конце 1979 года. В следующем году он стал лидером проката, собрав около 90 миллионов просмотров в кинотеатрах страны. В течение последующих десяти лет популярность картины не ослабевала. К 1990 году количество поклонников отечественного блокбастера достигло 120 миллионов человек. Фильм признан самым кассовым за всю историю советского и российского кинопроката. В том же 1980 году случился еще один прорыв в отечественном кинематографе – на экраны вышел первый советский фильм-катастрофа «Экипаж». Он стал вторым по посещаемости – за год его посмотрели более 70 миллионов зрителей. Картина по-своему уникальна, поскольку состоит из двух, совершенно разных по жанру серий. Одна – сугубо мелодраматическая, а другая – от первого до последнего кадра исполнена в стиле экшен. Самым дорогим советским фильмом считается эпическая историческая драма «Война и мир», снятая Сергеем Бондарчуком по одноименному роману Льва Толстого. Бюджет 4-серийной картины составил более $100 миллионов в ценах 1967 года. По оценкам прокатчиков, фильм в общей сложности посмотрели 135 000 000 человек, его кассовый сбор превысил 58 миллионов советских рублей. Если четыре серии эпопеи Сергея Бондарчука поэтапно демонстрировались на экранах в течение двух лет (1965-1967 годы), то сериал Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Вечный зов» по одноименному роману Анатолия Иванова заставлял трепетать сердца соотечественников от серии к серии на протяжении десяти лет – с 1973 по 1983 год. По этой причине он и стал самым длинным за всю историю советско-российского кинематографа. В День российского кино мы вспоминаем достижения и талант российских кинематографистов. Российское кино разнообразно по жанрам, стилям и тематикам, и оно продолжает вдохновлять и завораживать зрителей по всему миру. Книги | |
|
Всего комментариев: 0 | |