Наверх
Приветствую Вас, Гость
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении
Главная » 2022 » Сентябрь » 30 » «Каменная симфония»−Собор Парижской Богоматери
12:33
«Каменная симфония»−Собор Парижской Богоматери

    «Каменная симфония»−Собор Парижской Богоматери

 

  Собор Парижской Богоматери (фр. Notre-Dame de Paris) – величественный католический храм на острове Сите в центре Парижа  является не только храмом и памятником архитектуры, но и культурным наследием страны.

 

История собора Парижской Богоматери

      Храм Нотр-Дам де Пари расположен на месте, где ранее находились романские, христианские, меровингские святыни. Возведение величественного здания началось в 1163 году при короле Людовике VII, который всю жизнь посвятил церкви. Собор Парижской Богоматери был заложен в 1163 году Морисом де Сюлли, епископом Парижа, а краеугольный камень был заложен папой римским Александром III.

      Его возведение продолжалось до 1345 года, то есть заняло почти два века. Строительство собора Нотр-Дам де Пари проходило с участием многих архитекторов, но основными его создателями, внесшими наибольший вклад, считаются Пьер де Монтрей и Жан де Шель.  Собор выдержан в готическом стиле, разбавленном романским обликом. Некрасивые выходы труб закрывали статуями и горгульями.

      За все время существования собор видел тысячи битв и сражений, а однажды памятник архитектуры едва не разрушили якобинцы во время Французской революции, которые жаждали снести «твердыню мракобесия», но за свою главную святыню  вступились сами парижане , собрав за него огромный выкуп. Здание сохранилось, но над ним изрядно «поиздевались»: Нотр-Дам лишился своего знаменитого шпиля, размещенного на крыше, почти все его колокола переплавили на пушки. Драгоценную утварь храма разграбили, а скульптуры разрушили и обезглавили. Из святыни здание превратилось в Храм Разума, а позже в продовольственный склад.

         С 1802 года в Нотр-Даме стали проходить богослужения, а тремя годами позже именно здесь было совершена коронация Наполеона Бонопарта и Жозефины. несмотря на значимость собора, Нотр-Дам пребывал в крайне ветхом состоянии.

     Памятник спас роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», который стал центром действий между героями — Квазимодо и цыганкой Эсмеральдой. Произведение не только прославило автора, но и заставило народ понять ценность храма. Не зря Виктор Гюго называл Собор Парижской богоматери   «каменной симфонией». К тому времени возраст здания составлял уже почти 7 веков!

     В  XIX  веке под умелым руководством  архитектора Виолле-ле-Дюка была проведена первая серьезная реставрация  собора.

   На верхней части собора− горгулии, торчащие концы балок, украшенные  изваяниями фантастических существ. Каменные демонические существа незаменимы с практической стороны. Сложная конструкция выполняет роль оригинальных водостоков.

   Если преодолеть 387 ступенек узкой лестницы, то можно близко рассмотреть фантастические  изваяния  химер, олицетворяющие людские грехи и пороки и одновременно охраняющие собор.

    Также не забыл архитектор о шпиле собора, который был уничтожен революционными действиями.

    К Нотр-Даму примыкает  пристройка — сокровищница. Здесь хранились христианские реликвии: один из фрагментов Тернового венца, который по преданию был водружен на голову Иисуса Христа, а также один из гвоздей, которыми римские легионеры прибивали Христа к кресту.

         Под сводами собора образовывались новые королевские династии, получали благословение рыцари, хранили ценности богатые люди Парижа. В Нотр-Дам де Пари Наполеон стал королем Французской Империи. Кроме того, служители собора помогали нищим.

    Нередко собор выступал ориентиром для различных публичных собраний, а также являлся местом, рядом с которым происходили громкие судебные процессы и казни. В 1314 году Собор Парижской Богоматери был немым свидетелем того, как горел на костре последний Великий магистр тамплиеров Жак де Моле.

Также в храме проходил легендарный суд на Жанной Д’Арк, но уже после смерти девушки. Суд полностью оправдал француженку.

   В 2013 году Париж отмечал 850-летие  Нотр-Дама. В качестве подарка собор получил новые колокола и отреставрированный орган.

                        Каким был уникальный храм до пожара

 

   Величественное и монументальное здание собора длиной −130 метров, шириной −48метров, высотой−35 метров  является подлинным шедевром ранней готики.   Высота колокольни превышает собор и достигает 69 метров.

Все колокола в колокольне Нотр-Дам имеют собственные имена.

   В этом сооружении восхищает и архитектурная гармония, и дыхание истории, которое ощущается во всем его облике.

Нотр-Дам снаружи

 

   Высота колокольни превышает собор – 69 метров. Наибольшее внимание привлекает главный, западный фасад собора−он является одним из самых узнаваемых архитектурных образов. Визуально фасад разделен на три части, как по вертикали, так и по горизонтали.

 

    В нижней части находятся три портала(монументальных входа),каждый из которых имеет свое название: портал Страшного суда (центральный), портал Богоматери(левый),портал Святой Анны(правый).Названия соответствуют сюжетам, которые изображены в удивительно красивых скульптурных композициях на сводах порталов: портал Богоматери  рассказывает об Успении Девы Марии, вознесении ее в рай  и коронации как Царицы Небесной; портал Святой Анны украшает изображение пресвятой Девы с Младенцем.

       В центре портала Страшного суда−фигура Христа. Под ним−встающие из могил мертвецы, разбуженные зовом ангельских труб. По левую руку Христа−грешники, отправляющиеся в ад. По правую−праведники, идущие в

Рай.

       

Внутреннее пространство

    Вместо массивных стен внутри собора−сводчатые арки и колонны. Такая организация пространства позволила его украсить множеством цветных витражей. Первое, что бросается в глаза внутри собора−необычное освещение. Свет проникает внутрь здания через многочисленные разноцветные витражи больших высоких стрельчатых окон, которых в храме насчитывается 110,  создавая причудливую игру света.

   При этом больше всего света попадает на алтарь. По обеим сторонам алтаря−алтарная преграда, на которой в скульптурном изображении запечатлены сцены из Евангелия, рассказывающие о рождении и жизни Иисуса Христа. Всего 14 сцен.

  По бокам главного алтаря фигуры  четырех библейских пророков: Исайи, Иеремии, Иезикилия, Даниила.

   Впереди−фигуры четырех евангелистов, символизирующих связь Ветхого и Нового заветов: Матфея, Марка, Луки, Иоанна.

   За алтарем−скульптурная композиция, статуя скорбящей матери «Пьетта»: Дева Мария, удерживающая на руках мертвого сына, только что снятого с креста. По обеим сторонам от Девы Марии−изваяния двух монархов: ЛюдовикаXIII  и Людовика XIV. Необычный ансамбль окружен  шестью ангелами, держащими в руках символы Страстей Христовых.

    В центре собора−Часовня рыцарей Гроба Господня.Здесь в современном реликварии  из красного стекла лежит терновый венец Христа, завернутый в пурпурную мантию. Венец заключен в хрустальное кольцо с золотой оправой.

    В 1238 году король  Людовик IX выкупил венец у римского императора за сумму , равную половине годового бюджета государства. Людовик лично встречал святыню. Босой, в нательной рубахе, без королевских регалий, он нес венец в Париж лично 40 километров. Для хранения реликвии построили часовню, где венец хранился 500лет.

    Рядом часовней Рыцарей Гроба Господня−Часовня пресвятых даров, посвященная Матери Иисуса Христа. На алтаре часовни, увенчанной статуей Девы Марии,−Святые  Дары: хлеб, ставший Телом Христовым, символизирующим присутствие самого Бога.

    Справа от главного алтаря, в глубине храма,−статуя Девы Марии с Младенцем на руках−Парижская Богоматерь. Это одно из 37 изображений Девы Марии, представленной в соборе. От скульптуры исходит голубоватый свет. Огромный букет королевских лилий, источающий тонкий изумительный аромат, постоянно обновляется у подножия.

    Впечатляют окна-розетки в виде круга с лучами из мрамора.

 Архитектурное строение оставило глубокий след в культуре не только Франции, но всего мира. Вот основные произведения, где фигурирует собор: -роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»;

-роман Елены Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери»;

- произведение Осипа Мандельштама Notre Dame.

Пожар в соборе Парижской Богоматери

 

  15 апреля 2019 года стало известно, что в соборе случился пожар, который назвали трагедией всей Франции. Деревянные конструкции быстро перегорали, в результате обвалилась крыша и шпиль Нотр-Дама.

  Утром 16 апреля пожар потушили. Деревянный каркас кровли сгорел , пострадали и внутренние помещения. Пламя не затронуло главные святыни.

Пожарные спасли обе колокольни.

  Ущерб обойдется в сотни миллионов евро, на восстановление здания уйдет 10 лет. Президент Франции пообещал полностью восстановить реликвию.

   На реконструкцию собора Парижской Богоматери обещал выделить средства один из богатейших людей Франции, владелец футбольного клуба «Ренна» Франсуа Пино пожертвует сумму в размере 100 млн евро.

 

Презентация-викторина по произведению Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери».

Категория: Точка роста 12+ | Просмотров: 312 | Добавил: GBIC | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]