МЕНЮ
- Читаем детям книги
- Краеведческий калейдоскоп
Счетчик культура
10:55 Изобретатель - самородок | |
(К 290-летию со дня рождения русского изобретателя И.П. Кулибина) "Помилуй Бог, много ума! 21 апреля 1735 года родился механик-самоучка Иван Петрович Кулибин — знаменитый русский изобретатель и техник-новатор, основоположник отечественной технологии производства оптического стекла, создатель новых мостовых конструкций. Не получив систематического образования, мастерством механика Иван Кулибин овладевал самостоятельно, читая популярные петербургские научно-технические издания, в частности приложение к “Санкт-Петербургским ведомостям” и “Краткое руководство к познанию простых и сложных машин, сочиненное для употребления российского юношества” Г. В. Крафта. Таланты будущего великого механика стали проявляться рано. В юношеском возрасте Иван Кулибин освоил слесарное, токарное и часовое дело. В 13 лет он создал гидравлическое устройство для налива воды в пруд и перекачки лишней жидкости из источника. Внедрение этого аппарата помогло нормализовать процесс размножения рыбы в пруду. Постоянно изучая физику и математику, изобретатель совершенствовал своё мастерство. В 1764–1766 годах Кулибин работал над громадными телескопами и электрической машиной. Не будучи знакомым даже с азами профессии шлифовальщика, своим умом он дошёл до определения фокусных расстояний. Своими руками собрал станок для шлифовки и полировки линз и зеркал. За два года Кулибин смастерил два телескопа и один микроскоп. В телескопы "видна была Балахна весьма близко, хотя и с темнотой, но чисто". (Город Балахна находился в 32 километрах от Нижнего Новгорода, так что увеличение кулибинских телескопов было довольно большим). Он разработал новые способы шлифовки стёкол для изготовления микроскопов, телескопов и других оптических приборов. Кулибин продолжал уделять особое внимание изучению и конструированию часовых механизмов. Впечатляет перечень изобретений Ивана Петровича Кулибина в петербургский период его жизни: проекты мостов, разнообразные приборы, паровые машины, фейерверки, лифты, знаменитый “кулибинский фонарь”, электрические машины, протезы и многое другое. Целый ряд его технических решений намного опередили свое время. И. П. Кулибин - символ русского изобретательства, не только вызывал восхищение современников, но и оставил потомкам удивительные приборы и оригинальные научные идеи. Изобретения Ивана Петровича Кулибина Золотые механические часы В 1769 году Иван Кулибин преподнес Екатерине II часы в форме яйца, над которыми работал несколько лет. В корпусе размером с гусиное яйцо помещались крошечный театр-автомат, музыкальная шкала и сложнейший часовой механизм — всего 427 миниатюрных деталей. Каждый час створки часов распахивались под музыку, и внутри начиналось представление "Воскресение Христа", которое давали крошечные фигурки. Когда створки открывались, миниатюрный механический ангел отодвигал камень от Гроба Господня, стоящие с двух сторон от него стражники падали ниц, появлялись две мироносицы, и начинала играть музыка. Устройство могло воспроизводить несколько мелодий. В связи с этим удивительным изобретением 28 апреля 1769 года газета «Санкт-Петербургские ведомости» впервые упомянула имя нижегородского часовщика Ивана Кулибина. Сегодня эти часы – достойный экспонат Государственного Эрмитажа. Одноарочный мост через Неву В 70-х годах XVIII века Кулибин спроектировал деревянный одноарочный мост через Неву с длиной пролета 298 м (вместо 50-60 м, как строили в ту пору). Одноарочное сооружение должно было упираться концами в берега Невы. На решение этой задачи изобретатель потратил больше десяти лет, за которые создал несколько проектов моста. Модель первого из них была изготовлена из связанных веревками липовых брусков и выдержала груз, в 15 раз превышающий ее собственный вес, но Академия наук проект забраковала. Второй, улучшенный вариант моста предусматривал возведение пролета из шести самостоятельных решетчатых ферм. К 1774 году был разработан третий вариант проекта. Он был признан оптимальным, и в мае следующего года началось строительство модели в масштабе 1:10, которое длилось до октября 1776 года. Комиссия Академии наук осмотрела модель и осталась довольна, работа Кулибина получила высокую оценку математика Леонарда Эйлера, а Екатерина II наградила Кулибина орденом святого Андрея Первозванного. Фонарь-прожектор со светоотражателями Известие об очередном изобретении Кулибина было помещено в номере 15 от 19 февраля 1779 года «Санкт-Петербургских Ведомостей», газеты, основанной Петром I. "Кулибинский фонарь" представлял собою прожектор особой конструкции, дающий, несмотря на слабый источник света (свеча), большой световой эффект. Кулибин предназначал свой прожектор прежде всего для практических целей. Он изобрел фонари разной величины и силы; одни были удобны для освещения коридоров, больших мастерских, кораблей, были незаменимы для моряков, а другие — меньших размеров — годились для карет. "Повозка-самокатка"
Сначала Кулибин пытался сконструировать четырехколесную «самокатку», однако для облегчения веса машины от одного колеса пришлось отказаться. В результате работы у Кулибина получился прототип современного велосипеда и легкового автомобиля. В конструкции механической "повозки-самокатки" он применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, пружины и даже подшипники качения. В 1791 году проехался по улицам Петербурга на своей трехколесной повозке. Задние колеса повозки были большего диаметра, чем единственное переднее. Спереди рамы находилось сидение для двоих человек, за которым помещался стоя слуга. Он вставлял ноги в специальные «туфли», и, по очереди давя на них, запускал сложную систему рычагов, приводившую самокатку в движение. Модель «самокатки» не сохранилась, её удалось восстановить по оставшимся чертежам, и теперь в Государственном политехническом музее в Москве можно посмотреть как она работала. Конструкция "механической ноги" Иван Петрович Кулибин первый в мире разработал и стал делать механические руки и ноги для ампутированных частей тела. В 1791 году он разработал конструкцию «механических ног» — протезов. Такой протез Иван Петрович создал для героя Очаковского сражения, артиллерийского офицера С.В. Непейцына, потерявшего на поле боя ногу. Конечно, задолго до Кулибина предпринимались попытки создать удобный, качественный протез, но нашему изобретателю удалось создать нечто более совершенное по сравнению с предыдущими образцами. Механическая нога, как назвал её сам Кулибин, имела форму человеческой ноги. Протез был настолько хорош, что офицер Сергей Непейцын с этим протезом прошёл всю войну 1812 года, сражался в партизанских отрядах и потом брал Париж.. После войны 1812 года очень похожие механические протезы начали производить во Франции. Первый в мире лифт На сегодняшний день сохранились чертежи и остатки подъемного механизма. Водоход Идея конструкции заключалась в том, что водоход сам «подтягивал» себя вверх по течению, не требуя человеческих усилий. Расположенные на его бортах колеса крутились и передавали вращение нескольким осям, от которых движение передавалось барабану, наматывающему канат. Другой конец каната был привязан к якорю, брошенному выше по течению. Испытание второго варианта машины состоялось в Нижнем Новгороде только 22 года спустя в 1804 г. Водоход двигался очень медленно, со скоростью всего в одну версту в час, при этом за его движением постоянно должен был следить механик. В 1807 году появилась третья усовершенствованная версия судна, скорость которого должна была. Однако, хотя испытания доказали пригодность и экономичность этой разновидности судна, изобретение не было использовано. Оптический телеграф В 1794 году И. П. Кулибиным была изобретена и построена «дальнеизвещающая машина», представлявшая собой оптический семафор, в котором он, помимо зеркал, использовал изобретённый им фонарь с отражающим зеркалом. Это позволяло строить промежуточные станции на больших расстояниях и использовать телеграф и днём, и ночью даже в небольшой туман. Рама семафора Кулибиным была использована Т-образная, французская, но им был придуман остроумный приводной механизм, двигавший раму, и новый упрощенный код. Кулибинский код сводился в таблицу, с помощью которой ускорялись передача и расшифровка сигналов. Изобретение Кулибина произвело эффект, однако денег на постройку линии телеграфа в Академии наук «не нашлось». После демонстрации «дальнеизвещающая машина» Кулибина была сдана на хранение в Кунсткамеру. Имя Ивана Кулибина сохранилось в истории навсегда, хоть иногда и употребляется как нарицательное. «Кулибиными» называют сейчас самоучек, достигших определенного успеха в каком-либо виде ремесла. Кулибиными зовут тех, кто пытается своими силами преобразить какие-то машины и механизмы, усовершенствовать их
| |
|
Всего комментариев: 0 | |