МЕНЮ
- Читаем детям книги
- Краеведческий калейдоскоп
Счетчик культура
15:56 И.И. Ползунов "Изобретатель огненной машины". | |
Многие из вас хоть раз в жизни сталкивались с фамилией Ползунов – его именем названы улицы в разных городах, его имя носят учебные заведения. А что вы знаете об этом человеке? Его паровая машина была первым не только в России, но и всём мире двухцилиндровым паровым двигателем, способным работать без проточной воды и водяного колеса. Стоит отметить, что он создал не просто машину, а именно производство, независимое от наличия водоёма.
Иван Ползунов родился в Екатеринбурге 14 марта 1728 года в семье солдата государственных строительных работ. С 10 лет Иван обучался в Горнозаводской школе при металлургическом заводе, после чего был определён учеником к главному механику уральских заводов Николаю Бахареву, у которого изучил механику, расчёты, чертежи, знакомство с работой заводских машин и металлургическим производством. В 18 лет Ползунов прошёл отбор в группу горных специалистов для Колывано-Воскресенских заводов и был определён на Барнаульский медеплавильный завод гиттеншрейбером — смотрителем и учётчиком при плавильных печах. Здесь он не только показал хорошие результаты работы, но и начинал изучать в заводской библиотеке труды М. В. Ломоносова. Через несколько лет Иван Иванович был произведён в младший шихтмейстерский чин и получил задание проверить, правильно ли выбрано место для пристани на реке Чарыш, а также измерить и описать дорогу до Змеиногорского рудника. Иван лично прошёл с мерной цепью от пристани до самого рудника, отмерив 85 вёрст 400 сажен, обозначив кольями всю трассу и указав места для ночёвки обозов с рудой. В результате, длина будущей дороги оказалась в 2 раза короче действующей! После этого задания его отправляют на Красноярскую пристань, где он занимается строительством различных хозяйственных построек, приёмкой и отправкой руды по Чарышу и Оби на Барнаульский завод.
В 1753 году Ползунова назначают смотрителем за работой плавильщиков, а потом переводят на Змеиногорский рудник, где он принимает участие в постройке новой лесопилки (пильной мельницы) близ плотины. Она стала первым серьёзным заводским сооружением, возведённым под его руководством. Через год Ивана Ивановича определяют заниматься организацией и контролем работы заводских мастеровых. В 1755 году Ползунову дают новое поручение – найти причину многочисленного брака продукции нового стекольного завода в верховьях Барнаульского пруда. В течение месяца Иван изучает технологию варки стекла и находит причину дефекта - неправильное охлаждение посуды! Год за годом растёт заслуженный авторитет Ползунова и его переводят в унтершихтмейтеры. В 1758 году Ивану Ивановичу выдали большую сумму денег для закупки необходимых для завода товаров и поручили сопроводить в Санкт-Петербург караван с драгоценными металлами - более 3 тонн серебра и 24 кг золота поручили сдать на Монетный двор лично его директору. Также требовалось передать лично в Кабинет пакет с документами. Дорога в Санкт-Петербург заняла 64 дня. Возвращаясь в Барнаул летом 1758 года, Ползунов вступил в Москве в гражданский брак с 22-летней вдовой солдата Псковского пехотного полка Пелагеей Ивановной Поваляевой, которая родила ему двоих детей, но они умерли в младенчестве. В 1759 году Иван Ползунов получил первый обер-офицерский чин, а в 1763 разработал паровой двигатель с мощностью 1,8 л.с., после чего был произведён в «механикусы» с чином и жалованием инженерного капитан-поручика. С 1764-1765 Ползунов разработал паровую машину, ставшую первым в мире двухцилиндровым двигателем, работающим без какого-либо использования гидравлической энергии, то есть на совершенно безводном месте, что стало прорывом на фоне существовавших тогда паровых машин. Однако это была всё ещё пароатмосферная машина - пар использовался только для подъёма поршня. За это изобретение Екатерина II наградила Ползунова 400 рублями и повысила в чине на две ступени (до капитан-поручика). В 1764—1766 годах Ползунов сконструировал новый паровой двигатель для привода дутья плавильных печей, имеющий рекордную для своего времени мощность 32 л. с. Это изобретение впервые позволило отказаться от водяных колёс в заводском производстве. Ползунов умер 27 мая 1766 года от чахотки за неделю до пробного пуска машины. Похоронили его на единственном тогда барнаульском кладбище рядом с Петропавловской церковью на нынешней площади Свободы. К большому сожалению, его могила была утрачена в советское время...
Модель паровой машины отдали в Кунсткамеру, а сама машина была испытана учениками Ползунова. Однако через 3 месяца случилась поломка, после чего её разобрали и заменили на обычный гидравлический привод.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |