Наверх
Приветствую Вас, Гость
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении
Главная » 2021 » Май » 7 » Духовное оружие Великой Отечественной войны
10:33
Духовное оружие Великой Отечественной войны

И песня тоже воевала

Песня! Как много она значит в жизни каждого из нас, в судьбе всей страны. Песня была участницей многих великих свершений. В ней отразилась история, судьба великой страны. 
Песни Великой Отечественной войны – ярчайшая страница духовного богатства советского народа, сумевшего в грозный час смертельной опасности не только выстоять в битвах с могучим врагом, но и отразить в художественных образах поэзии и музыки свои думы, надежды, свой несокрушимый оптимизм и глубокую уверенность в победе. 
Навсегда останутся, созданные в годы Великой Отечественной войны, прекрасным, звучащим памятником мужеству и храбрости советских людей, спасших мир от фашизма. 

История создания песни “Священная война” очень интересна. Однажды утром, в здании Дома Красной Армии, во время завтрака к композитору А.В. Александрову подошел политработник с газетой “Известие” в руках: 
– Александр Васильевич, тут для Вас есть замечательное стихотворение Лебедева-Кумача. Может, напишите песню? 
Александров взял газету, прочитал стихи и, забыв обо всем, уехал домой сочинять песню. К вечеру она была готова. Ночью вызвали артистов Ансамбля красноармейской песни (первым руководителем был А.В. Александров) и тут же, в репетиционной комнате, написав ноты на доске, выучили ее. Музыка с ее призывным настроением, с интонациями клича, зова, была настолько созвучна стихам, правде каждой строфы, и несла в себе такую могучую силу и искренность переживания, что певцы и музыканты, порой, от спазм, сжимавших горло, не могли петь и играть… 
 Утром следующего дня, едва успев родиться, “Священная война” начала выполнять свой солдатский долг. На Белорусском вокзале, в людской тесноте и продымленной духоте, среди суеты и нескладности последних прощаний, ее голос звучал подобно набату, клятве, присяге. Все, кто в ту минуту находился там, заслышав первые звуки, поднялись как один и, словно в строю, торжественно и сурово прослушали песню до конца, а когда она кончилась, на какое-то мгновение замерли, завороженные звуками, а затем раздались оглушительные аплодисменты, горячая просьба повторить… 
Это одна из первых военных песен. Она родилась в самом начале войны, в конце июня 1941ё года. Музыка звучит как боевой гимн, призывающий на поединок с врагом. 
Эта песня шла с солдатами по фронтовым дорогам, ее пели в партизанских землянках. Она прошла от стен Москвы через Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Германию до стен рейхстага. Песню знали. Жива она и сейчас. 

 

История создания всенародно любимой песни “Темная ночь” очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом “Два бойца” у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимира Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня “Темная ночь”. Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, “Темная ночь” навсегда осталась в памяти советского народа. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля. 

 Но и на этом история создания песни не заканчивается. Первая матрица пластинки пострадала от… слез работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского.  

 

 Битва под Москвой – первое победоносное сражение Великой Отечественной войны. Здесь, в суровых снегах Подмосковья, родилась песня “В землянке”. Советский поэт, участник войны, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле. Вот где “до смерти четыре шага”. После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Текст стал известен бойцам. Многие солдаты переписывали его. И солдатские жены, невесты получали это стихотворное послание. Она стала необычно популярной на фронте и в тылу. Авторы песни А. Сурков и К. Листов не мечтали о такой популярности. В годы войны песню исполняли Л. Утесов, Л. Русланова – знаменитые певцы тех лет. И сейчас эта песня остается одной из самых дорогих и любимых. 

 “В лесу в прифронтовом” музыка М. Блантера, слова М. Исаковского. Как она родилась? Исаковский отвечал на этот вопрос так: “Стихи написаны на Каме, в городе Чистополе, когда шел второй год войны. Работа, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только, что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь… послал стихи старому товарищу, композитору Матвею Блантеру, спустя несколько месяцев услышал по радио, как песню исполняет Ефрем Флакс”. 
Блантер избрал для песни форму вальса. Чудесная мелодия звучит, словно живое человеческое дыхание, она пробуждает воспоминание о родном доме, о мирной жизни. К оригинальным мотивам композитор “пристраивает” хорошо знакомые каждому интонации старинного вальса “Осенний сон”, и это связывает песню с чем-то очень дорогим, не омраченным в памяти никакими тяготами войны. 
В лирических песнях, которые мы писали во время войны, – вспоминает М. Блантер, – хотелось дать возможность солдату “пообщаться” с близкими, высказать сокровенные думы свои, высказать их подруге, невесте, жене, находившимся где-то за тридевять земель, в далеком тылу. 

Но “В лесу прифронтовом” – не только лирика. Эта поистине удивительная песня написана с высоким гражданским чувством и мужественной силой. Ее мелодия звучит как призыв к борьбе, она зовет на бой с ненавистным врагом. 


 

Многие песни, созданные еще до войны, прошли с нашей армией от Волги и до Берлина, получив как бы второе рождение. К числу их, бесспорно, можно отнести знаменитую “Катюшу”, написанную композитором М.И. Блантером на слова М. В. Исаковского. В своей статье “История одной песни” поэт вспоминал один случай: “Однажды под вечер в часы затишья наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного по близости, “Катюшу”. Немцы прокрутил ее раз, потом еще второй, третий… Это разозлило наших бойцов: “Мол, как это подлые фашисты могут играть нашу” Катюшу”?! не бывать этому! Надо отобрать у них песню”. В общем, дело кончилось тем, что группа солдат неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась схватка. В результате – немцы еще и опомниться не успели, “Катюша” – пластинка вместе с патефоном – была доставлена к своим”. 
Песня объединяла людей, как бы протягивая нить между фронтом и тылом, между передовой и родным домом.
 


 В 1945 году композитор А. Новиков и поэт Л. Ошанин получили задание написать песню, примерно название, которой было “Под стук колес”. “Такой песни, – рассказывает поэт, – еще не было… нас волновала тема ожидания боя, ощущения его, готовности к нему… песня должна стать раздумьем о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и о вере в победу. Так родилась одна из завершающих тревожные годы войны песня “Эх, дороги”. 
Песня написана в ноябре 1945 года к празднику 7 Ноября. Нужна была песня о том, что свершил народ за долгие, тяжелые военные годы, песня о пережитом, о том, что довелось пройти в минувшей войне нашему народу. Авторы этой песни сами не раз побывали на фронте и написали немало песен о войне. Замысел этой песни родился, когда они, застигнутые бомбежкой, увидели, как упал рядом молодой лейтенант и уже не встал. 



Песни Великой Отечественной войны – это музыкальная летопись героической эпопеи советского народа. Свидетельство его силы, жизнелюбия, высокого патриотизма. И пусть они звучат всегда, донося до нас чувства и раздумья тех, кто в тяжелых боях, в лишениях и невзгодах шел на смерть за светлое будущее своих детей, за счастье своей Родины. 
“Журавли”. Марк Бернес – исполнитель, Ян Френкель – композитор и Расул Гамзатов – автор стихов. Собственно, дальше – это его история. 
Увидев в Хиросиме проект памятника японской девочке с журавлем в руках, узнав ее историю, я испытал глубокое волнение, которое вылилось потом в стихи. Девочка лежала в госпитале и должна была вырезать из бумаги тысячу журавлей в надежде на выздоровление, но не успела – скончалась. Стихи о ней были написаны до “Журавлей”. Последние родились позже, но тоже в Хиросиме. 
 А потом, уже у памятника японской девочке с белым журавлем, я видел впечатляющее зрелище – тысячи и тысячи женщин в белой одежде. Дело в том, что в трауре японки носят белое одеяние, а не черное, как у нас. Случилось так, что когда я стоял в толпе в центре человеческого горя, в небе появились вдруг настоящие журавли. 
Говорили, что они прилетели из Сибири. Их стая была небольшая, и в этой стае я заметил маленький промежуток. Журавли с нашей родины в японском небе, откуда в августе 1945 года американцы сбросили атомную бомбу! 
И надо же было такому случиться: как раз в это же время мне вручили телеграмму из нашего посольства в Японии, в которой сообщалось о кончине моей матери. Я вылетел из Японии через Пакистан. На всей воздушной трассе я думал о журавлях, о женщинах в белых одеяниях, о маме, о погибших двух братьях, о девяноста тысячах погибших дагестанцев, о двадцати миллионах (а теперь выясняется, что их значительно больше), не вернувшихся с войны, о погибшей девочке из Освенцима и ее маленькой кукле, о своих журавлях. О многом думал.., но мысли возвращались к белым журавлям. 

 

Категория: Новости | Просмотров: 290 | Добавил: GBIC | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]